Пошлины увеличились до 145%. Как тарифная война Трампа воздействует на мировой автопром
Фото: Shutterstock AI Generator / Shutterstock / FOTODOM
Менее чем через месяц после введения 25-процентных пошлин на импортные автомобили и автозапчасти администрация президента США направила на частичные уступки автопроизводителям.
Волшебное послабление
Однако радикального разворота в торговой политике не произошло. Базовые тарифы остаются в силе: пошлина на импортные автомобили действует с 3 апреля, а тариф на комплектующие вступил в силу 3 мая. Тем не менее появились важные исключения, которые дают американским и международным автоконцернам пусть и ограниченную, но передышку.
Согласно новому президентскому решению, отменяется так называемый эффект накапливаемой пошлины. Ранее компоненты, пересекавшие границу несколько раз на различных стадиях производства, облагались сбором каждый раз. Это критично для современной автобиржи, где детали могут совершать zigzag-образный маршрут через США восемь раз. Теперь, независимо от количества пересечений, будет взиматься только одна пошлина — самая высокая, применимая к конечному изделию.
Это особенно важно для тех компаний, чьи производственные цепочки включают трансграничную сборку. Например, если алюминий ввозится в США, превращается в деталь, затем отправляется за границу для сборки трансмиссии, а потом снова импортируется в составе автомобиля, теперь будет облагаться пошлиной лишь готовая трансмиссия. Есть даже такие расчеты, что это может снизить совокупные затраты на тысячи долларов в расчете на одну модель.
С 3 мая автопроизводители смогут получать компенсации за уплаченные пошлины на комплектующие, используемые в сборке автомобилей в США. В первый год компенсация составит до 3,75% от рекомендованной розничной цены автомобиля, во второй год снизится до 2,5%, а затем будет полностью отменена. Чтобы воспользоваться мерами, компаниям необходимо подать соответствующую заявку. Механизм имеет обратную силу, позволяя вернуть часть средств за уже уплаченные сборы.
Тотальное удорожание
Несмотря на уступки, отрасль по-прежнему сталкивается с существенными издержками. По оценке The Detroit News, даже с учетом кредитного снижения итоговая цена будет умеренной. Так, пошлины на Ford Explorer, собранный в Чикаго, составляют от $2,5 тыс. до $4 тыс. — из них компенсация покрывает лишь около $900. Скажем, в случае пикапов GM, произведенных в Техасе, тариф может достигать $10 тыс., при этом возврат ограничен $2 тыс. Для производителей это облегчение, но не решение проблемы.
Дополнительную нагрузку ощущают и потребители. Повышение стоимости запчастей скажется не только на ценах на новые автомобили, но и на стоимости ремонта, а также страховых взносах — даже для владельцев старых машин. Отраслевые аналитики предупреждают: без кардинального пересмотра тарифной политики американские водители почувствуют ее последствия в ближайшие месяцы — в виде повышения цен на услуги, комплектующие и страхование.
Никаких поблажек для Китая
По мнению министра торговли Говарда Латника, эти меры являются «знаковым победой» администрации: «Они стимулируют производство внутри страны и дают бизнесу время на адаптацию». Однако эксперты не столь оптимистичны. Сохраняется неопределенность, которая тормозит инвестиции в отрасль. Более того, в условиях высокой инфляции и замедления темпов роста экономики даже временные пошлины могут оказаться тяжелым бременем для потребителей. Автопроизводители и дилеры ожидают дальнейших уточнений и, возможно, дополнительных корректировок со стороны Белого дома.
Освобождение от тарифов не будет распространяться на китайские автозапчасти, которые по-прежнему облагаются новыми тарифами в размере не менее 145%, к которым добавляются все предыдущие пошлины.
Реакция американских автоконцернов
Глава Ford Джим Фарли заявил, что компания приветствует шаги администрации Трампа, которые, по его мнению, помогут смягчить влияние тарифов на автопроизводителей, поставщиков и потребителей. По его словам, Ford намерен и дальше взаимодействовать с властями в рамках их курса на укрепление американской автоиндустрии.
Он также подчеркнул важность экспортно ориентированной политики и устойчивых цепочек поставок как основ для внутреннего роста. Фарли отметил, что если бы все автокомпании, работающие в США, достигли такого уровня локализации, как Ford, в стране ежегодно собиралось бы на 4 млн автомобилей больше, что привело бы к созданию сотен тысяч новых рабочих мест и запуску дополнительных заводов.
С аналогичной позиции выступила генеральный директор General Motors Мэри Барра. Она выразила благодарность президенту за поддержку отрасли и миллионов американцев, чья работа с ней связана. По ее словам, действия администрации помогут выровнять условия конкуренции и создают стимулы для новых инвестиций в экономику США. Барра также отметила важность диалога с властями и выразила надежду на его продолжение.
Председатель совета директоров Stellantis (концерн владеет такими брендами, как Alfa Romeo, Chrysler, Citroën, Dodge, Fiat, Jeep, Maserati, Opel и Peugeot) Джон Елканн, в свою очередь, заявил, что компания положительно оценивает решение президента о снижении тарифной нагрузки. Он добавил, что Stellantis продолжает анализировать влияние новой политики на свою деятельность в Северной Америке, но рассчитывает на дальнейшее сотрудничество с администрацией США ради развития конкурентоспособной и экспортно ориентированной автомобильной промышленности.
Европейский автопром негодует
Европейские компании пока не знают, чего ожидать. 30 апреля представители Volkswagen заявили, что в 2025 году ожидают снижения операционной рентабельности до нижней границы прогнозируемого диапазона — 5,5–6,5%, составившись на падение прибыли своего ключевого дочернего бренда Porsche. Однако в компании подчеркнули, что в этих оценках не учтены возможные последствия новых американских импортных пошлин, из-за которых, по словам автопроизводителя, становится все сложнее строить какие-либо финансовые прогнозы.
Финансовый директор концерна Арно Антлиц заявил инвесторам, что говорить о точных последствиях тарифной политики Трампа пока преждевременно — несмотря на настойчивые просьбы аналитиков. Также Антлиц подчеркнул, что в условиях глобальной неопределенности стратегия по сокращению издержек для Volkswagen становится особенно важной.
Дополнительное давление на маржу оказывают и продажи электромобилей, которые в первом квартале в Европе выросли более чем в два раза. Антлиц отметил, что, несмотря на рост, этот сегмент пока остается менее рентабельным. В Mercedes-Benz и вовсе отказали прогноз по прибыли на 2025 год, сославшись на растущую неопределенность, вызванную тарифной политикой. Одновременного с этим немецкий автопроизводитель сообщил о резком снижении прибыли в первом квартале.
Кэллениус отметил, что компания ведет «конструктивные» переговоры с американской администрацией по поводу расширения производства в США, но деталей раскрывать не стал.
Финансовый директор марки Харальд Виллигельм прямо заявил: из-за нестабильности тарифной политики Mercedes-Benz не может представить надежный прогноз на текущий год.
Новый генеральный директор Volvo Cars Хакан Самуэльссон тоже оказался в непростой ситуации. Он вынужден одновременно работать с китайским мажоритарным владельцем Geely, чтобы снизить затраты, и при этом не потерять рынок США.