Ключевую ставку снизили до 17%. Как изменятся цены на автомобили
Фото: Bulkin Sergey / NEWS.ru / Global Look Press
На заседании 12 сентября Банк России принял решение о снижении ключевой ставки на 100 б.п. — с 18 до 17%. Это существенно скажется на отечественном авторынке, как сообщают эксперты Autonews.ru.
ЦБ уже в третий раз подряд снижает ставку. 6 июня она была уменьшена с 21 до 20%, а 25 июля — сразу на 200 б.п., с 20 до 18%.
Реакция экспертов
Хотя эксперты Autonews.ru положительно оценивают очередное снижение ставки, они указывают, что это не приведёт к резкому росту на авторынке. Вместо этого они предполагают, что это скорее будет способствовать временному улучшению ситуации. Установленная ЦБ ставка продолжает оставаться высокой и негативно сказывается на кредитовании и лизинге.
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин назвал снижение ключевой ставки «заметным движением».
Руководитель комитета по автолизингу и спецтехнике Объединенной лизинговой ассоциации Александр Никаленко считает, что предыдущие шаги ЦБ уже оказали влияние, но он пока незначительное.
Евгений Кочуров, финансовый директор «Интерлизинга», также считает, что даже прежняя ключевая ставка в 18% уже начала оказывать положительное влияние на авторынок.
«По мнению авточ дилеров, снижение ставки способствует росту ежемесячных продаж новых автомобилей до 105-110 тыс. Однако эффект пока проявляется с задержкой: удешевление автокредитов и увеличение кредитной активности ожидаются через 3-4 месяца после снижения ставки», — отметил эксперт.
Финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский сообщил, что уже видно снижение ставок по лизингу техники и складского оборудования в некоторых крупных компаниях.
«Например, если в первой половине 2025 года средняя лизинговая ставка на грузовики была на уровне 6-7% выше ключевой, последние известные нам коммерческие предложения превышают ее лишь на 2,5%», — подчеркнул он.
Президент Союза автомобильных дилеров (САД) Вячеслав Жигалов отметил, что уже после первого снижения ключевой ставки в июне на 1 п.п. производители предпринимают серьезные усилия по оживлению рынка. К концу июня средняя ставка по кредитам на новые автомобили с учетом их субсидий опустилась ниже 10%, что являлось хорошим уровнем даже в благоприятные экономические времена. Таким образом, отрыв от рынка достиг уже 15 п.п. Снижение «ключа» на 100 б.п. Жигалов назвал правильным решением.
Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автозалог», заметил, что еще в августе ведущие банки ухудшили условия по вкладам: годовые ставки по депозитам предлагают на уровне 13% и ниже — на 6-7 п.п. ниже, чем еще в начале лета. Это вынудило многих клиентов завершить стадию накопления и решиться на крупные покупки. Лизинговые компании на фоне оживления рынка также начали смягчать риск-политику, постепенно снижая минимальные авансы и стоимость финансирования, подчеркнул эксперт.
Позитивно сказывается снижение «ключа» и на сфере автомобильного ремонта.
«Для стимулирования отрасли наши экономические власти вряд ли придумают что-то новое: вечная «временная мера» поддержки спроса в виде бюджетных субсидий на кредиты, очередное повышение «утиля» и, возможно, отмена льготы при ввозе для личного пользования (это нужно было бы сделать сразу). Однако по-прежнему никто не исследует проблему низкой конкурентоспособности и промышленной инфляции», — посетовал собеседник.
Какая ставка устраивает автобизнес
Даже новый уровень ставки в 17%, по оценке опрошенных Autonews.ru экспертов, вряд ли приведет к взрывному росту продаж автомобилей и увеличению спроса на автокредиты. На это есть несколько причин.
Финансовый директор «Интерлизинга» Кочуров считает оптимальным уровнем «ключа» значение ниже 15%. Именно этот уровень способен подстегнуть спрос на автомобили.
«Прогнозы указывают на возможность снижения ставки до 14-15% к концу года при благоприятных условиях по инфляции и бюджету. Однако моментального скачка спроса вслед за снижением ставки ждать не стоит — рост будет умеренным», — конкретизировал собеседник.
Машины будут дорожать
Вопреки ожиданиям некоторых россиян, цены на автомобили со снижением ключевой ставки снижаться не будут, поскольку этот процесс уже сопровождается ослаблением курса рубля.
«Для стимуляции отрасли наши экономические власти вряд ли придумают что-то новое: вечная «временная мера» поддержки спроса в виде бюджетных субсидий на кредиты, очередное повышение «утиля» и, возможно, отмена льготы при ввозе для личного пользования (это нужно было бы сделать сразу). Однако по-прежнему никто не исследует проблему низкой конкурентоспособности и промышленной инфляции», — посетовал собеседник.
Александр Корнев также отметил, что на снижение стоимости автомобилей в текущих условиях рассчитывать сильно не приходится. Снижение «ключа» лишь немного подстегнет спрос, «ждущие» решатся на покупки.
«После от крупных финансистов в нашей стране — и Грефта, и правительств, и прочих структур, которые на курс влияют, — что курс текущий должен быть от 95 до 100 рублей. Поэтому в целом это будет реализовываться», — напомнил эксперт Никаеленко.
На что влияет ключевая ставка
Устанавливаемая регулятором ключевая ставка является отправной точкой для стоимости автокредитов, без которых приобретать автомобили сегодня большинство россиян не может. Чем выше уровень «ключа», тем дороже привлекаемые средства обходятся банкам и тем больше процент приходится платить клиентам этих банков.
Ранее в беседе с Autonews.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк отмечала, что при высокой ключевой ставке большинство потенциальных покупателей не способны взять и погасить кредит.
Напомним, что в октябре 2024 года ключевая ставка в России вышла на рекордный уровень в 21%. Теперь она постепенно снижается.
Директор по маркетингу маркетплейса автозапчастей Emex Иларион Демчиков отметил, что ставки по автокредитам держатся на уровне ключевой ставки плюс 5 п.п.
Следующее заседание по ключевой ставке намечено Центробанком на 12 октября 2025 года.