Автодилеры на грани банкротства: прогнозы по продажам новых автомобилей в России
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Российские автодилеры сталкиваются с серьезными трудностями, так как продажи продолжают падать, даже несмотря на снижение цен на новые автомобили. Автопроизводители уже отчаянно снижают цены, но перспективы для отрасли остаются негативными. О сложностях автомобильной отрасли сообщил глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдя на пресс-конференции, посвященной итогам первой половины 2025 года. Он подчеркнул, что предложенные меры по выходу отрасли из кризиса могут не понравиться гражданам.
Автодилеры детально разобрали несколько ключевых моментов:
- благодаря высокой ключевой ставке выигрывают только банки;
- средняя цена нового автомобиля упала, но покупать машины людям не на что;
- за полгода продажи рухнули на 27%;
- рынок ожидает самую сильную стагнацию за последние 10 лет;
- рентабельности нет, дилерам нужна поддержка государства;
- гражданам предстоит отказаться от старых машин.
Кредиты невозможно взять
Фундаментальная проблема как для дилеров, так и для покупателей автомобилей, по мнению представителей РОАД, заключается в высокой ключевой ставке. Из-за нее коммерческие кредиты выдаются по ставке 27–30%, а без кредитов невозможно развивать ни один бизнес.
Эксперт отметил, что просто положив деньги на депозит, в месяц можно зарабатывать порядка 2%, да и то, ничего не делая.
У обычных покупателей денег просто нет. По оценке бюро кредитных историй, выдачи авток кредитов уже снизились на 53%. В РОАД отметили, что чтобы купить машину со средней ценой 3 млн руб., гражданам приходится брать кредит под 30%, но для большинства такие условия неприемлемы.
Стоимость машин падает, но их не берут
Из-за низкой покупательной способности машины перестали брать, склады по-прежнему затоварены. Впервые с 2017 года стоимость автомобилей ряда марок уже пришлось опустить на 5–8% или на 150–170 тыс. руб.
Итоги первого полугодия оказались лучше результатов 2023 года, но сильно хуже 2024 года (минус 27%). Всего в период с января по июнь продано 569 129 новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
Прогноз — неутешительный.
Падение — катастрофическое
На катастрофу, по мнению дилеров, указывает следующий факт: в 2012 году каждый третий россиянин мог позволить себе покупку нового автомобиля, а в первой половине 2025 года таких окажется лишь 16%. Хуже дела обстоят лишь в 2022–2023 годах, возможность покупки новой машины сокращается. В деньгах рынок уже просел на 20% к аналогичному периоду прошлого года.
В РОАД отметили, что в России присутствует огромное количество брендов, но многие из них номинальны. На эту продукцию вряд ли можно будет купить запасные части, техника не будет нормально обслуживаться. Продажи таких брендов замерли на уровне в 100–200 единиц в год.
Дилерам грозят закрытия
По прогнозам РОАД, в 2025 году многим автодилерам грозят закрытия. Порядка 30% компаний испытывают серьезные финансовые трудности и находятся на грани прекращения работы; за первую половину года около 200 центров уже закрылись.
Причин несколько:
- маленький объем рынка;
- высокие ставки по кредитам;
- скромная маржа;
- низкая покупательская способность населения.
В ассоциации считают, что текущая структура авторынка не обеспечивает достаточный уровень доходности ни для автопроизводителей, ни для дилеров.
Сегодня в России представлены автомобили 124 брендов — почти втрое больше, чем в США (45). Большую часть такого товара, по словам Подщеколдя, продать качественно нельзя. Если в США с рынком в 16 млн машин в год дилерских центров 16 700, то в России — порядка 4 000. В среднем продажи одной марки у нас — 12 900 в год, в США — 355 500, в 28 раз больше.
Что должно сделать государство
В РОАД считают, что правительству следует обратить внимание на проблему и запустить ряд мер поддержки отрасли.
Подщеколдин добавил, что нормальная емкость российского авторынка — порядка 3 млн автомобилей в год. Только такая цифра, согласно расчетам, способна остановить стремительное старение автопарка странны.
Существующие заводы способны покрыть весь обозначенный объем, включая 100–200 тыс. грузовиков ежегодно. Проблема — в автокомпонентах.
В РОАД напомнили, что к 3 млн машин российский автопром пришел еще в 2012 году, а еще в 1985 году в СССР выпускалось 2,2 млн автомобилей.
Для достижения обозначенной цели в РОАД предложили государству разработать четкие правила игры для автопроизводителей — по аналогии с Китаем. Суть в следующем:
- создавать совместные производства внутри страны с долями 50:50;
- обязать зарубежных партнеров поставлять запчасти и разворачивать склады;
- обеспечить обучение, литературой и поддержкой;
- создать доступ к диагностике на российских ресурсах;
- застраховать ответственность производителя на случай ухода.
Старье — в утиль
Нарастить продажи новых машин до адекватного уровня дилеры предлагают за счет возобновления Госпрограммы по утилизации старой техники.
Более конкретные предложения дилерское сообщество намерено облечь в Закон об утилизации автомобилей, который, как ожидается, будет сформулирован до конца июля. Пока готова только «рыба» документа. В бумаге планируется четко прописать весь жизненный цикл автомобиля — от момента производства до утилизации, а затем законодательно ввести ключевые понятия.
«В законе мы хотим сформулировать основные базовые понятия: что такое автомобиль, что такое дилер, кто такой автопроизводитель, кто такой дистрибьютор. Прописать, какое должно быть обслуживание и какие должны быть сроки использования машины», — конкретизировал глава РОАД.
Срок эксплуатации — как вишенка на торте: введение понятия позволит сформулировать и реализовать новые меры воздейства на граждан:
- по истечении срока эксплуатации или жизненного цикла автомобиля (ориентировочно около 15 лет) вводить повышенный транспортный налог;
- сделать дороже страховку;
- ввести обязательный техосмотр два раза в год в отличие от старых машин.
По мнению дилеров, эти меры помогут снизить аварийность на дорогах, а заодно улучшат экологию.