Бехнам Хормози демонстрирует банку с черным порошком, замечая: “Эти наночастицы настолько малы, что если вы коснетесь их без перчаток, они моментально проникнут в ваши пальцы.”
Хотя это может показаться сажей, этот черный порошок имеет ключевое значение для снижения нашей зависимости от ископаемого топлива. Это вещество — фосфат лития и железа (LFP), неотъемлемый материал в батареях, питающих примерно 40% электромобилей, проданных в прошлом году.
LFP неотъемлем для создания катодов, компонента батареи, через который электроны течут с анода. Несмотря на свою недорогость, нетоксичность и изобилие, изначально автопроизводители обошли вниманием LFP в пользу батарей, изготовленных с никелем и кобальтом для увеличения плотности энергии. С недавними достижениями в области плотности энергии LFP, компании, такие как Tesla, теперь используют его для производства электромобилей.
Однако более чем 90% производства LFP в настоящее время базируется в Китае, что беспокоит западных автопроизводителей, опасающихся нарушений цепочки поставок. Намеренный изменить это, Хормози в 2020 году основал Integrals Power, первого поставщика LFP в Великобритании. После самофинансирования предприятие недавно начало свою деятельность на своем первом производственном участке.
“Батарейная промышленность станет так же важной, если не более важной, чем нефтяная промышленность. Опираться исключительно на одну страну, такую как Китай, небезопасно,” утверждает Хормози. “Снижение доли Китая на рынке до 50 или 60 процентов будет улучшением.”
Гиганты китайской государственной батарейной промышленности могут не испытывать угрозы со стороны нового предприятия Integrals Power, которое действует из склада в Милтон-Кинз и способно поставлять LFP только для 250 автомобилей ежегодно. Однако его основная цель — производство чище, высококачественных образцов LFP для производителей, с целью увеличения объемов производства до 10,000 тонн ежегодно к концу десятилетия.
Хормози оптимистичен относительно оживления британской батарейной промышленности. В отличие от Britishvolt, которая допустила банкротство в прошлом году, он считает, что ключевая проблема для британских производителей батарейных элементов заключается в поиске материалов. Integrals Power стремится заполнить этот пробел, поддерживая как производство батарейных элементов, так и электромобилей в Великобритании.
Признаки роста очевидны: Tata строит гигафабрику в Сомерсете, китайская EVE Energy обсуждает возможность построить другую в Coventry, а Лейбористы обещают £1.5 миллиарда для развития промышленности. Integrals Power ищет £40 до £60 миллионов правительственного финансирования для строительства завода на 10,000 тонн в год стоимостью £200 миллионов.
Создание британской цепочки поставок батарей является необходимым не только по геополитическим соображениям, но и потому, что китайские компании используют токсичные, углеродно-тяжелые методы производства. Хормози отмечает, что жесткие европейские экологические стандарты могут отпугнуть китайские фирмы от операций на местном уровне, что делает британское производство более жизнеспособным.
Integrals Power выбирает более чистый метод, начиная с чистого лития, железа и фосфора, растворенных в воде и нагретых до образования мелкого порошка. Этот подход позволяет лучше контролировать атомную структуру, улучшает плотность энергии и увеличивает пробег электромобиля на 30 процентов. В будущих формулировках могут быть включены марганец для дальнейших улучшений.
Китайские батарейные компании получают государственные субсидии и слабые экологические нормы. Хормози утверждает, что для построения надежных и устойчивых цепочек поставок батарей западные правительства должны предоставлять больше субсидий и взимать более высокие пошлины на китайские импорты. Хотя ЕС недавно ввел пошлины между 17 и 38 процентами на китайские автомобили, Хормози считает необходимыми дальнейшие меры. В отличие от этого, Великобритания не планирует увеличивать свою текущую пошлину в 10 процентов.
“Нулевой углерод — похвальная цель, но она недостижима без субсидий и пошлин. Только в этом случае мы сможем конкурировать на равных условиях,” заключает Хормози.