Умер Зураб Церетели. Каждое его творение вызывало грандиозный скандал. Но их все равно любили
22 апреля, в пятницу, стало известно о кончине известного грузинского и российского скульптора Зураба Церетели. Тело деятеля искусства нашли у него дома, смерть наступила ночью. Церетели было 91 год.
Скульптор занимал пост президента Российской академии художеств, ему было присвоено звание Народного художника СССР, он также являлся полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». За свою многолетнюю карьеру Церетели успел создать свыше пяти тысяч произведений — однако не все из них были тепло приняты публикой. Многие работы художника вызывали широкий резонанс в обществе: горожане отказывались от установок, а жители активно ругали и просили власти избавиться от неоднозначных объектов.
Церетели прославился до появления скандальных памятников
Зураб Церетели родился 4 января 1934 года. В 1958 году он окончил факультет живописи Тбилисской академии художеств и начал работать в Институте истории, археологии и этнографии, где участвовал в исследовательских экспедициях. В 1963–1964 годах был старшим мастером оформительского цеха Тбилисского художественно-производственного комбината. В 1964 году поехал за границу, где встретился со знаменитыми художниками.
Помимо отдельных работ, Церетели занимался художественным оформлением различных объектов. В 1970–1980 годах он стал главным художником Министерства иностранных дел СССР и занимался художественным оформлением зданий посольств СССР за рубежом. В 1973 году скульптор создал монументальный ансамбль детского курортного города, что принесло ему известность в Советском Союзе и за границей.
Среди прочих достижений Церетели выступил в роли главного художника XXII Олимпийских игр в Москве, принимал участие в работе над восстановлением столичного храма, разработал общее дизайнерское решение новой Манежной площади и интерьеров торгового комплекса «Охотный ряд», а основал Московский музей современного искусства, МВК РАХ Галерею искусства Зураба Церетели и Музей современного искусства в Тбилиси.
Памятник Петру I признали одним из самых уродливых в мире
Наиболее резонирующий арт-объект Церетели был установлен в 1997 году. Речь идет о памятнике Петру I или, по официальному названию, «Памятнике, посвященному 300-летию Российского флота или императору Петру Первому» — бронзовой фигуре высотой 96 метров. Памятник установили в Москве по указу. После смены власти в 2010 году пошли разговоры о перенесе памятника искусственного острова у разделения Москвы-реке и Водоотводного канала в другое место.
Скульптура не понравилась не только москвичам. Она вошла в топ самых уродливых памятников в мире, составленных одним из туристических сайтов на основе голосования пользователей, и заняла десятое место. Жителям столицы же не понравился не только внешний вид арт-объекта, но и то, что фигуру установили в Москве, а не в своей родной Грузии. Северные столицы, в свою очередь, забирать памятник отказались.
Активное обсуждение скульптуры продолжалось год, однако в итоге объект остался на месте. На решение могла повлиять высокая стоимость переноса памятника — как заявили московские власти, демонтировать обошелся бы городу в миллиарды рублей.
Сам Церетели не расстраивался из-за повсеместной критики. Он заявлял, что ситуация станет для него хорошей рекламой. Кроме того, по его мнению, скандал разгорелся из-за неприятия некоторых людей к царям.
Церетели запомнились не только в России
Москвичам также не понравился 10-метровый памятник лидеру французского Сопротивления Шарлю де Голлю, установленный перед гостиницей «Космос». Изначально его хотели подарить Франции, но европейская страна отказалась от презенти.
Скульптуру открыли в 2005 году в столице, торжество проводил французский президент. Впоследствии как российские, так и зарубежные газеты высмеивали статую, отмечая комичную позу де Голля и пугающее выражение его лица. Жители столицы, в свою очередь, прозвали памятник «Луи» за сходство с актером и режиссером Луи де Фюнесом в роли жандарма.
Франция — не единственная страна, помимо России, где работа Церетели разожгла настоящий скандал. После трагедии 11 сентября 2001 года в скульптор захотел создать композицию, посвященную страшному событию. Так появилась «Слезы скорби» — монумент в виде небоскреба, расколотого надвое, с гигантской слезой внутри трещины. Объект должен был стать подарком России для, однако американцы выступили категорически против.
Местные газеты массово высказались против и автора, а в Нью-Джерси проходили акции протеста. Роль сыграли и деньги: стоимость установки оценивалась примерно в три миллиарда долларов. В результате Манхэттен отказался от скульптуры. Однако в 2006 году торжественное открытие все же состоялось, только в штате Нью-Джерси.
Другой неоднозначной работой скульптора — монумент «Дружба навеки», возведенный к двухсотлетию присоединения Грузии к России. В народе объект прозвали «шашлыком». Статуя представляет собой множество русских и грузинских букв, складывающихся в слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство». Другие художники отметили значительный размер фигуры, обвинив Церетели в любви ко всему большому, а после конфликта с Грузией в августе 2008 года памятник стал еще более неоднозначным. Изначально арт-объект был парным — вторую часть установили в Тбилиси, но в 1991 году ее взорвали.
Церетели свой след и в . В популярных городах страны, Гагра и Новый Афон стоят спроектированные художником девять автобусных остановок. Конструкции выполнены из железобетона и покрыты мозаикой. Интерес представляют необычные формы объектов. Остановки напоминают ракушки, волны и прочие атрибуты моря. После установки в 1960-х годах они вызвали недовольство многих местных жителей ввиду совместимости с западным искусством того времени. Кроме того, люди жаловались на непрактичность остановок.