Способы борьбы с мошенниками в сфере ЖКХ в России
Мошенники активно обманывают россиян, предлагая поддельные квитанции за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), рассылая их по почте и приглашают в домовые чаты, выдавая себя за работников коммунальных служб. Об этом сообщается в канале Минтруда России.
В ведомстве отметили, что квитанции на оплату обычно приходят в одно и то же время, причем большая часть из них — в период с 1 по 5 число каждого месяца. Поэтому россиянам рекомендуется быть внимательными, если квитанция пришла раньше срока или позже. В таком случае следует зайти в мобильное приложение «Госуслуги» или на портал ГИС ЖКХ, чтобы проверить реквизиты получателя платежа или посоветоваться с соседями.
Иногда жители выявляют объявления с просьбами вступить в домовой чат в подъездах домов или на информационных стендах. Попытка перейти по QR-коду может привести к потере аккаунта в мессенджере. В Минтруде посоветовали пользоваться официальными домовыми чатами, обсуждать ситуацию с соседями, проверять ссылку, по которой предлагается перейти, а также уточнить, указан ли при пригласении в чат адрес дома (мошенники используют массовые приглашения без указания адреса).
Иногда мошенники под видом сотрудников социальных служб могут прийти с проверкой коммуникаций или предложением замены счетчиков. В ведомстве напомнили, что у «настоящих» ремонтников, которых собственник обязан впускать в квартиру для осмотра и ремонта коммуникаций, есть документы, подтверждающие полномочия. Кроме того, владелец квартиры не должен ничего платить сотрудникам, если он не вызывал их сам. Коммунальные службы обязаны предупредить о предстоящем визите — без предупреждения ремонтники могут прийти только для ликвидации аварии. Мошенники могут грозить штрафами и требовать срочно пустить в квартиру якобы для замены счетчиков — открывать им не нужно.
Злоумышленники могут звонить или писать в мессенджере, представляясь сотрудниками управляющей компании (УК) или ресурсоснабжающих организаций. Они могут предлагать перейти по ссылке, называть код из сообщения или установить на смартфон приложение для оплаты ЖКУ. Таким образом злоумышленники пытаются получить доступ к аккаунту госуслуг или смартфону пользователя, чтобы оформить кредит на его имя или получить доступ к банковскому счету.
Ранее россиянам рекомендовали отказаться от спонтанного сканирования QR-кодов с бумажных квитанций, оплачивая счета через официальные приложения управляющей компании, сервис «ГИС ЖКХ» или через заранее созданные шаблоны в мобильном банке. Кроме того, стоит проверять адрес получателя перед подтверждением платежа — если банк предупреждает о подозрительном счете, лучше не рисковать.