Россияне получили рекомендации по безопасной оплате счетов за «коммуналку»
Использование QR-кодов на квитанциях за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) может представлять угрозу кибербезопасности. Об этом в интервью порталу сообщил директор направления «Кибербезопасность для населения» ГК «Солар» Олег Седов.
При оплате коммунальных счетов через QR-код пользователи должны быть осторожны. Сканирование кода автоматически перенаправляет на банковское приложение, и если платеж оказалась мошенническим, средства с счёта жертвы могут быть списаны на счета злоумышленников. Обнаружить это заранее бывает непросто, поскольку на первом этапе пользователь перечисляет средства аферисту, который управляет платежным процессом.
«Что такое QR-код? Это набор испорченных данных, и злоумышленники могут использовать их для кражи данных или перенаправления платежей», — предостерег эксперт. За последние годы наблюдается рост утечки личных данных клиентов в сеть аферистов, что позволяет разрабатывать всё более эффективные схемы. В платежках могут быть указаны реальные Ф.И.О. и адреса компаний-поставщиков, что затрудняет распознавание мошенничества.
Избежать обмана можно, проверяя реквизиты платежа. Директор по развитию сервиса внешних цифровых угроз Solar AURA Александр Вураско советует перед транзакцией внимательно проверять реквизиты организации, на чей счет поступают средства. Они должны соответствовать данным вашей УК или коммунальной службы. Сравните их с данными на прежних квитанциях. Также рекомендуется проверять квитанцию в целом — в подделке могут быть обнаружены печатки, нечеткие логотипы, графические ошибки и неправильные отступы. Один из признаков поддельной платежки — неаккуратность, например, наспех склеенная бумага. Если прямая квитанция вызывает подозрения, эксперт рекомендует связываться с УК или коммуникационщиками для уточнения сведений.
Тем не менее, полностью исключить столкновение с аферистами невозможно. Самым безопасным вариантом на сегодня является использование для оплаты мобильного приложения от УК или поставщика услуг. В таком случае платежи будут приходить в электронном виде в личный кабинет. Такой шаг значительно снижает риск мошенничества, подчеркивает Вураско.
Ранее россияне столкнулись с новой схемой мошенничества с оплатой «коммуналки». В телефонном разговоре махинаторы могут предложить оформить скидку, и как правило, такие звонки совершают злоумышленники через мессенджеры. В дальнейшем аферист может запросить пароль от «Госуслуг» или код для входа в банковское приложение.