В Москве воссоздают уникальный солнечный телескоп: Кто и зачем восстанавливает старинный инструмент в таинственной башне на Воробьевых горах
Фото: фотохроника ТАСС..
В Москве, на территории МГУ, на Воробьевых горах, восстанавливают легендарный башенный солнечный телескоп. Уж в мае – открытие! И туда будут водить экскурсии, так что – своими глазами все увидим. Таких в мире по пальцам можно пересчитать. Кто и зачем будет следить за Солнцем из самого сердца российской столицы, и причем тут экология – об этом KP.RU рассказывает руководитель проекта, кандидат физико-математических наук, и.о. заведующего физики Солнца ГАИШ МГУ Леонид Леденцов, и организатор реновации, руководитель гильдии «Рубежи науки» Илья Чех.
КОНЕЦ СОННОЙ ЛОЩИ
Старожилы знают, что в парке МГУ находится Государственный астрономический институт им. Штернберга. А где? А вон – и показывают на купола телескопов. Логично, где купола, там и астрономы.
Вот только Астрономический городок (так называют комплекс научных приборов, часть которых и прячется под куполами), активно не выглядит. Блогеры проникают через дырку в заборе (осуждаем) и делают атмосферные репортажи. С их легкой руки это место получило прозвище «Московская сонная лощина» — по известному фильму.
Оно, может, и понятно: прославленные обсерватории, некогда основанные в горах, массово съезжают. Засветка, и воздух не тот. Открытия делают где-нибудь в чилийской высокой пустыне. Гринвичская обсерватория, Парижская, Пулковская – это нынче скорее бренды. Никто не наблюдает небо из центра Парижа. Сидят, может, именно там – но смотрят не в окуляры, а на мониторы, а в мониторах – картинка с удаленного телескопа.
Не миновала эта участь и обсерваторию при МГУ, основанную еще в XIX веке. И все-таки жаль! Ведь все приборы на месте. А сколько сил в свое время ушло на их создание. В своем нынешнем виде Городок проектировался и строился в 1930-1950-е годы. Именно тогда появился и АТБ-1, Астрономический телескоп башенный, маленькое научное чудо Воробьевых гор.
СОЛНЕЧНАЯ БАШНЯ
— Можно сказать, что здание ГАИШ построено вокруг телескопа: его световая шахта проходит через два этажа от крыши, где под астрономической куполом расположена целостность, до циклона этажа с научным приемным оборудованием, — говорит Леонид Леденцов.
Почему солнечный телескоп – башенный? Мы привыкли, что труба телескопа ходит за звездами. А что, если она стоит неподвижно? Но что же в ней увидишь? А вообразите: есть зеркало, оно – двигается, и направляет свет в неподвижную трубу. Солнечные телескопы часто строят именно по такой схеме. А зеркало называется «целостатом», дословно «остановливающим небо».
Еще одна тонкость: днем очень неспокойный воздух. Солнце в телескопе размазывается. Проблему решают изящно: зеркало, целостат, стоит высоко-высоко, на вершине башни. И посылает свет вертикально вниз. В подваль, где находится сам телескоп. Именно так устроен АТБ-1 на Воробьевых горах.
В реальности, конечно, солнечный телескоп еще сложнее. Это, по сути, трансформер, говорит Леонид Леденцов: так, свет можно подавать на одну из двух зеркальных систем, аналогичных оптическим системам Ньютонов и Кассегрена, а можно на систему линз, то и другое строит изображение.
Фото: фотохроника ТАСС..
ОН ЕЩЕ ОГОВОРИЛ
— На первом курсе магистратуры в ГАИШ МГУ я узнал, что уже пять лет там не работал солнечный телескоп. Никому было его отремонтировать: средств на ремонт у университета не было. Я решил помочь, и за полгода все необходимые действия были выполнены. Делал я это за свой счет и еще до основания Гильдии “Рубежи науки”, и это стало первым опытом по ремонту телескопов, — говорит Илья Чех.
Правильно, что с него начали, поддерживает Леонид Леденцов:
— Солнечный телескоп АТБ-1 сейчас в наибольшей степени нуждается в ремонте по сравнению с другими астрономическими приборами ГАИШ на территории кампуса МГУ. Кроме того, этот телескоп с наибольшими широкими перспективами применения. ГАИШ, являясь подразделением МГУ, глубоко погружен в учебный процесс, и в проведении общественных мероприятий для жителей Москвы. На солнечном телескопе наблюдения можно и нужно проводить днем, а не ночью, и это очень удобно для студенческой практики или научно-популярных мероприятий.
Прибор хорошо сохранился:
— Механика находится в полном порядке, оптика в приемлемом состоянии. Естественно, время берет свое, покрытия старятся, но никаких критических повреждений у зеркал нет. Оптика лишь требует аккуратной чистки от пыли. Телескоп остановил свою работу несколько лет назад в связи с проблемами в электрфикации приводов зеркал и башни телескопа. Мы уже обновили проблемные участки электросистем, где-то полностью перебрали электрическую проводку, которой уже более 50 лет, — говорит Леонид Леденцов.
ТАКОГО СЕЙЧАС НЕ ДЕЛАЮТ
Если вы – настоящий патриот Москвы, и радеете о сохранении ее первозданного духа, то ваше сердце должно забиться чаще. Это не просто «ремонт» уникального научного прибора. Не заменена подлинного на что-то китайское и пластиковое. Это именно реставрация.
— Мы стараемся по максимуму сохранить оригинальные узлы и решения, применявшиеся на телескопе, рассчитанные на их дальнейшую музейную ценность, — говорит Леонид Леденцов.
Например, уже восстановили оригинальную силовую автоматизацию: с ее помощью наблюдатель в цикле здания управлял целостатом на крыше. Наверное, на процессорах и на Ардуино сделать это было бы легче, но ведь перед нами — шедевр аналоговой электроники.
— Сейчас бы так никто делать не стал, оставив все на откуп цифровому управлению. Единственный электронный элемент, который мы заменим на современное решение — это система следжения телескопа за Солнцем. Оригинальное маячковое решение давно утеряно. Поэтому мы заменим электроприводы на современные шаговые или бесщеточные двигатели с цифровой регуляцией частоты оборотов, — говорит Леонид Леденцов.
Интересно, а где в современной Москве добыть специалиста, электрика, который восстановит прецизионное оборудование 1950-х годов? Понятно, что нигде, поэтому – сами.
— Мы выбираемся на крышу, надевая перчатки и где молотком, где программируя оживляем телескоп, естественно, с соблюдением всей необходимой техники безопасности, — говорит Леонид Леденцов.
Опыт не пропадает, говорит Илья Чех:
— У нас уже есть команда, которая может ремонтировать старые российские, советские телескопы, или даже построить новый телескоп. Летом мы будем ремонтировать телескоп на Архызе, а в Крыму – усовершенствовать один из работающих там инструментов.
ВОЗДУХ НАД МЕГАПОЛИСОМ
Хорошо, а зачем? Одно мы уже поняли из слов Леонида Леденцова: москвичи увидят Солнце так, как никогда не видели прежде. Просветительские мероприятия – будут.
Другая задача – учить студентов. В МГУ готовят будущих астрономов, и, чтобы на практике закрепить теорию, им остается лишь летняя практика. С выездом далеко и в горы. Дело полезное, но почему бы не отточить навыки, не отходя от аудиторий.
Все это прекрасно. А наука? Научные прорывы – будут? Сомнительно вроде: мы уже говорили, что в горах наблюдения так себе. И как же мы ошибались.
— Расположение телескопа в центре мегаполиса можно обернуть на пользу. На АТБ с конца 60-х годов проводили мониторинг содержания углекислого газа во всей толщине атмосферы над Москвой, — говорит Леонид Леденцов.
Принцип прост: солнечные лучи поглощаются вредными газами, причем каждый газ оставляет уникальный «автограф». С помощью специального аппарата, спектрографа, можно видеть эти «отпечатки пальцев» и точно знать: ага, повысился уровень углекислого газа! Такой методики нет ни у одного эколога, это космос – в прямом смысле.
— Это концептуально иная метод, чем те, что применяются сейчас, и по некоторым предпосылкам может в итоге дать более высокую точность, — говорит Илья Чех.
Будут изучать и само Солнце, рассказывает Леонид Леденцов:
— Собираемся проводить спектральную томографию активных областей в солнечной атмосфере, благодаря новой быстрой камере, закупленной для совместного использования Институтом астрономии РАН (ИНАСАН).
В Москве наблюдениям мешает огромное количество факторов, и прежде всего постоянная облачность, сетует Леонид Леденцов:
— Прямо скажем, Москва — неподходящее место для астрономических наблюдений. Но телескоп существует, и нехорошо ему простаивать, а с проблемами будем бороться по мере сил.
Что ж, пока Гринвич, тесный Лондон, удирает в теплые страны, в Москве возрождается настоящая астрономия. В духе времени: столь любимыми нашими современниками винтаж, обожаемыми москвичами «активности», и фундаментальная наука тоже – куда без нее. В мае – открытые. Когда первые экскурсии, пока не знаю. Но я первый пойду, столь лет на Воробьевых горах не был.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Российские ученые на пороге важного открытия: Историю эволюции Солнечной системы могут пересмотреть
«Звездные войны» оказались пророческими: найдена реальная планета Татуин
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Жизнь в космосе: физик рассказал, как зарождается жизнь во Вселенной, как космические льды можно создавать в земных условиях и как звучат кометы (подробнее)