Ученые науки: удивительная судьба лабораторных крыс
Мы знаем, какую роль играют собаки в научных экспериментах. О них снимают фильмы, им ставят памятники. В Питере есть мемориал собаке Павлова, а в честь Белки и Стрелки не только воздвигли памятник в подмосковных Люберцах, но и сняли целый мультфильм. В то же время о главных мучениках науки — лабораторных крысах — упоминать не принято. Видимо, потому что у крыс пиар плохой, как говорится в известном анекдоте (см. ниже). Наконец, в День российской науки мы решили восстановить справедливость и рассказать о тех участниках научного прогресса, без которых немыслимо было бы создание новых лекарств и современных методов лечения.
О лабораторных крысах (это специально вырощенные генетически однородные животные), которые считаются образцовыми моделями для проведения экспериментов, рассказали сотрудники Института биофизики будущего МФТИ.
ПОЧЕМУ УЧЕНЫЕ НЕ ДАЮТ ИМЕНА ГРЫЗУНАМ
— Вообще крысы — это основные лабораторные животные в научных исследованиях, — говорит Сандаара Коваленко, кандидат физико-математических наук, сотрудник лаборатории экспериментальной и клеточной медицины МФТИ. — Наша лаборатория занимается изучением сердечно-сосудистых заболеваний. На крысах мы проводим тестирования препаратов от болезней сердца, клеточные и тканевые эксперименты. Недавно приступили к исследованиям мозга.
— Вы не даёте лабораторным крысам имён. Почему?
— Да, мы предпочитаем называть их «младшими научными сотрудниками». Когда нет имени — как-то меньше привязываешься. Лишние эмоции могут помешать работе.
— Чем крыса-модель отличается от обычной? Скажем, из зоомагазина.
— К примеру, мы берём нашу лабораторную крысу, из её ткани получаем клетки сердца. На этом биоматериале мы тестируем лекарства, а потом, если лабораторные животные генетически однородные, мы можем взять уже второе модельное животное, провести другой эксперимент и сравнить результаты, — объясняет Сандаара Коваленко. — Если бы мы брали крыс разных линий, то полученные результаты нельзя было бы учесть в общей статистике. В МФТИ нет своего виария, поэтому нам приходится сотрудничать с виариями, в которых за животными постоянно следят и где мы сможем проводить наши эксперименты сами. Сейчас это в первую очередь ГБУЗ Моники имени Владимировского.
ОЧЕНЬ ПОХОЖИ НА ЛЮДЕЙ
— На самом деле крысы по поведению очень похожи на людей, — говорит Алина Бричагина, сотрудник МФТИ. — Ещё у нас есть проект по исследованию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) В его основе — проведение поведческих тестов. Мы построили крествобразный лабиринт для изучения поведения крыс, чтобы рассматривать, как они себя ведут в экспериментальных условиях. В лаборатории есть рукава с хорошим освещением и с затемнённым. И в зависимости от того, насколько они нервничают, крысы выбирают разные по освещенности рукава лаборатории.
— Чем отличается поведение крыс с ПТСР от здоровой? Хвост дрожит? Лапки трясутся?
— Нет, самая характерная реакция — это замирание, или фризинг, — поясняет Алина Бричагина. — Когда они чем-то сильно обеспокоены, то начинают замирать. Как это часто делают люди. Если говорить про эксперимент с крествобразным лабиринтом, то после сильного стресса крысы обычно выбирают затемнённые участки и на свет практически не выходят.
“МЛАДШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК” И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Многие эксперименты травмируют лабораторных животных, часть манипуляций вообще приводит к их смерти. Возможно ли отказваться от экспериментов над животными? Сандаара Коваленко считает, что наука пока не готова на этот шаг. Хотя ученые все шире применяют методы компьютерного моделирования, с их помощью невозможно на 100% предсказать все события, которые происходят в организме, или даже в клетке. Существует порядок, при котором перед выпуском нового лекарства или методики лечения необходимо экспериментально подтвердить эффективность на животных. Поэтому эксперименты по-прежнему крайне важны.
Случается ли, что включается человеческий фактор и экспериментатор начинает сочувствовать «младшему научному сотруднику»?
— Я помню историю нашей первой крысы, которая стала моделью для инфаркта миокарда, она пережила операцию и все наши ошибки, — говорит Алина Бричагина. — Другая крыса жила у нас до старости, мы все её очень любили. Она мать-героиня. Когда она ослепла и умерла, мы за ней ухаживали, заботились. И, когда она всё же ушла сама, от старости, мне было очень грустно. Может быть, это даже было хуже, чем если бы мы знали имя науки… Не знаю. С тех пор я стараюсь не привязываться к ним, а это сложно. Потому что крысы очень милые и эмпатичные.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Встречаются крыса и морская свинка. Крыса спрашивает морскую свинку:
«Слушай, ты же точь-в-точь такая же крыса, как и я. Ты никакая не свинка и тем более не морская.
Так почему же тебя все любят, на руках носятся, по головке гладят?»
Морская свинка немного подумала и отвечает: Разницы между нами нет, просто у тебя пиар плохой!»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Главные научные события 2025 года: жизнь на Венере, лекарство от рака, расшифровка языка животных
KP.RU перечислил пять главных научных событий 2025 года (подробности)