Топить нельзья помиловать: что делать с МКС и можно ли применить ее для полетов на Марс
Какова судьба Международной космической станции? Роскосмос сообщил, что намерен использовать российский сегмент МКС до 2028 года. Международные партнеры продлили эксплуатацию станции до 2030 года. Однако недавно глава SpaceX Илон Маск предложил затопить МКС в Тихом океане в течение ближайших двух лет, поскольку «станция выполнила свою задачу», от нее «мало пользы» и «пришло время отправиться на Марс». Почему «жилец» хотят покинуть уникальный космический дом стоимостью 150 миллиардов долларов? Об этом журналист KP.RU поговорил с летчиком-космонавтом, Героем России Александром Лазуткиным, советником генерального директора и главного конструктора НПО «Звезда».
ВОЗРАСТ СТАНЦИИ НЕ ПОВОД СТАВИТЬ НА НЕЙ КРЕСТ
— Александр Иванович, одним из аргументов в пользу переезда России на национальную станцию РОС является тезис о том, что МКС стареет. И по разным данным от 25 до 50 процентов полезного времени космонавты тратят на поддержание ее работоспособности. Так ли это на самом деле?
— Действительно, станция стареет, но сказать, что космонавты занимаются в основном ремонтными работами будет неправильно. Если мы говорим о выходах в открытый космос, то речь идет в основном о монтаже оборудования, которое необходимо установить на внешней поверхности станции. Как правило, это научное оборудование. Бывает, что оно выходит из строя и тогда космонавтам присылают замену, они одиняющие снимают, а на его место ставят новый, чтобы научные эксперименты продолжались. О необходимости ремонтировать что-то на внешней поверхности станции я пока не слышал. Внутри МКС объём работ, связанных с заменой оборудования или его ремонтом, побольше, но сам по себе возраст станции не является поводом ставить на ней крест.
— А как же трещины, которые появляются в корпусе модулей?
— Во-первых, если трещина появляется, ее находят, заделывают эпоксидной смолой и все — дальше она не расхождается, герметичность не нарушается. Во-вторых, появление этих трещин дает нам уникальную информацию о том, что мы делаем неправильно. Конструкторы, технологи, материаловеды должны изучать, почему это происходит, чтобы строить космические аппараты, способные существовать в космосе не 20 лет — а 30 или 40 лет. На Земле мы информацию об этом получить не сможем, потому что находимся в атмосфере, а условия космической среды — они совершенно особые. Процесс разрушения металла в вакууме на порядок сложнее, потому что газы, растворенные в металле, начинают улетучиваться в космос и материал деградирует. Космическая радиация тоже вносит свой вклад в разрушение корпуса. Мы не до конца понимаем степень воздействия метеоритной пыли, скорость которой десятки километров в секунду.
ПРОЕКТ ПОДОШЁЛ К ЛОГИЧЕСКОМУ ЗАВЕРШЕНИЮ
— Зачем же тогда собираются затопить такой уникальный лабораторный образец?
— До МКС у нас была станция «Мир». И, когда ей исполнилось 10 лет, тоже пошли разговоры о том, что ее надо затопить. Мы спрашивали космонавтов: «Станция старая, как вы там работаете». Они отвечают — все нормально, станция работоспособна. Да, оборудование периодически выходит из строя, но для этого существуют грузовые корабли, которые привозят все необходимое для замены. Станция — это дом, только в космосе. Если у вас холодильник сломался, вы же не ломаете стены дома? Холодильник поменяли и дело с концом…
— Тогда, тем более зачем ломать такой дорогой дом на орбите?
— Во-первых, МКС использовалась 25 лет. Тех ученых, которые начинали ее создавать, уже нет. Выросло новое поколение конструкторов, у них свои подходы, они говорят: а давайте мы решим эту задачу по-другому, на основе современных технологий. Во-вторых, МКС уже выполнила свою задачу. До нее на орбите на постоянной основе существовали лишь советские станции. Соответственно, у европейцев, китайцев, японцев и даже толком у американцев — такого опыта просто не было. Поэтому идея создания единой международной станции 25 лет назад всем пришлась по душе. Участвуя в МКС страны-новички получили необходимые новые знания — ведь по сути это наша разработка. Теперь такая единая цель нас не связывает, проект подошел к логическому завершению. Космические агентства целого ряда стран объявили о планах создания собственных орбитальных станций. Да и мы уже немножко устали от этой своей “просветительской” миссии, нам хочется заниматься своей национальной программой. Поэтому дело не в возрасте станции — просто пути-движки участников МКС расходятся по объективным причинам.
ПОЧЕМУ ИЛОН МАСК БЕЖИТ ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА
— Илон Маск объявил, что через четыре года первый корабль с экипажем на борту полетит на Марс. Вы верите в это?
— С технической точки зрения нет проблемы долететь туда. Транспортная система есть. И даже создавать каких-то супер-ракетоносителей не нужно. Грубо говоря, можно пристыковать к той же Международной космической станции модуль с двигателем и запустить ее в сторону Марса. Она спокойно долетит. Вопрос в том, что будет с людьми на борту?
— Но ведь сейчас годовые полеты на МКС — это уже в порядке вещей. На Марс лететь примерно столь же.
— Мы сейчас летаем под защитой магнитного поля Земли. Случись какая-то-вспышка на Солнце, она будет не столь губительна для тех, кто живет на орбите. И, тем не менее, когда такие события происходят, космонавты на время укрываются в спускаемых аппарат. Потому что у них более толстые стенки, чем в МКС. А если мы выйдем за пределы магнитного поля Земли, то нам нечем будет защитить человека от потока высокоэнергетических частиц. Нет пока таких технических средств. А ведь солнечные вспышки это еще не самый опасный вид космических лучей. Существует гораздо более мощное галактическое излучение. А потом мы не знаем, что будет с человеком, если он будет два года жить вне магнитного поля. И еще не созданы продукты питания, которые будут гарантированно пригодны в пищу через два года.
— А как же тушенка, другие консервы?
— Они могут несколько лет храниться в земных условиях. А что с ними будет в условиях повышенной радиации? Может быть, все будет нормально и опасения напрасны, но такие эксперименты никто не проводил. А отправлять экипаж с расчетом на авось — это последнее дело.
— Значит, Илон Маск бежит впереди паровоза?
— Это хорошо, что он впереди него бежит. Тем самым он подтягивает конструкторов создавать новые решения. Сегодня именно космос это источник новых технологий, локомотив развития инженерной мысли. Полеты на Марс это здорово не только потому, что мы в отдаленной перспективе можем заселить другую планету. А потому что это поможет улучшить жизнь на Земле.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Жизнь в космосе: физик рассказал, как зарождается жизнь во Вселенной, как космические льды можно создать в земных условиях и как звучат кометы (подробнее)