Новая находка: исследование рака показало историю женщины на фреске Микеланджело
Исследование произведений искусства в контексте медицинских диагнозов и паталогий женщин — это не просто хобби, а научное направление, получившее название иконодиагностики.
Данная работа является новой — первые рекомендации для ученых были сформированы в прошлом году. Специальных специалистов-иконодигностов не существует, исследования проводит команда экспертов по биомедицине, истории медицины и истории искусства. Они рассматривают изображения людей, анализируют, интерпретируют. Но самое интересное — пытаются понять, художник (или скульптор) «заболел» своего персонажа случайно или намеренно, и какое послание хотел передать.
В списке диагностированных уже есть Джоконда с картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи — у нее выявили гипотезы, а у дамы с фаянсового портрета II века нашей эры разгладили зоб.
Одно из свежих исследований опубликовано в журнале The Breast. Оно касается фрески Микеланджело из росписи Сикстинской капеллы в Риме. Она огромна — 2,8 м на 5,7 м. Изображены люди, в панике убегающие от наступающей воды. Слева на переднем плане — изображенная молодая женщина. Вот у нее учеными и разгладили рак груди. Если говорить современными терминами — карцинома правой молочной железы на последней стадии. Сосок втянут и деформирован, вокруг видны эрозии и рубцы, около подмышечной впадины выпуклости, какие бывают при увеличенных лимфоузлах. Женщина, судя по глубокой косынке, замужняя. И дети у нее были, судя по виду груди. Но рак развился не из-за грудного вскармливания — дело, скорее всего, в генетике. В Италии в то время впервые появились и начали распространяться мутации гена BRCA1, предрасполагающие к раннему развитию рака груди.
Идея, что Микеланджело не особо разбирался в патологиях женской груди, сразу отметили. В юности художник ассистировал при вскрытиях, так что всякого насмотрелся. Знания анатомии потом активно использовал в живописи и скульптуре. Известно также, что для росписи Сикстинской капеллы он не привлекал живых моделей и реальных людей не изображал.
Но если художник поступил так с дамой намеренно, то что хотел этим сказать? Библейский потоп, как известно, был послан, чтобы уничтожить грешное человечество. На фреске можно разглядеть аллегорические изображения разных смертных грехов: мужчину с бочкой — чревоугодие и униженные (лени), дерущиеся в лодке — гнев, женщину с домашней утварью — жадность. Дама с рак груди может быть символом греха похоти.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Почему устают глаза при длительном сидении за компьютером (подробнее)