Как весной мы способны адаптироваться и находить выход из трудных ситуаций: Исследования ученых показывают, что весной требуются меньшие усилия для восстановления организма, чем зимой
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
Весна приносит обновления: пробуждаются деревья, появляется новая растительность, и на дачах мы наблюдаем пробуждение природы… Но как обстоит дело с человеком? С одной стороны — мы тоже весной оживаем. В буквальном смысле: требуется меньше сна, чем зимой. Однако в это время нам необходимо помнить о ярких и интересных моментах!
ЛИШНИЙ ЧАС
Как выясняется, люди по своему времени года практически не зависят от времени года. Да, мы меняем одежду на более легкую, но в целом проживаем круглый год с комфортом благодаря отоплению, кондиционерам, освещению, которое сглаживает разницу светового дня.
Но тем не менее! В конце концов, люди в большинстве своем стали иллюзией современности, когда речь идет о двух-трех поколениях. А до этого — десятки тысяч лет эволюции в обществе с ритмами природы.
Доктор Дитер Курс из клиники сна и хрономедицины в Берлине на примере своих пациентов — почти 200 человек — исследовал «архитектуру сна» (это его «устойчивость» — продолжительность каждой фазы, пробуждения среди ночи) в разные времена года. И подтвердил: до медведей и зимней спячки нам далеко, но кое-что общее все же имеется.
— Смена сезонов влияет и на длительность сна горожан, и на его особенности, — говорит доктор Курс.
Во-первых, летом и весной нам нужно меньше сна, чем зимой — примерно на час.
Во-вторых, зимой дольше длится REM-фаза. На 30 минут в среднем. Во время фазы быстрого сна, или REM-фазы, мы видим самые яркие сны, а образы яблок быстро двигаются.
В-третьих, осенью у нас становится короче фаза глубокого сна.
Важно уточнить: участники эксперимента не принимали снотворных, не вставали по будильнику на работу и учебу. Проводили в постели столько времени, сколько требовал организм. Большинство из нас такой роскоши лишены. Но авторы предлагают хотя бы отчасти применять результаты исследований в жизни. Например, ложиться спать пораньше поздней осенью и зимой — если уж утром нет возможности добрать нужный природой лишний час, стоит добавить его себе вечером.
СОЦИАЛЬНЫЙ ДЖЕТЛАГ
Но и сейчас засиживаться допоздна — маловероятно, теперь есть научное оправдание, весной украсть у себя немножко сна не так уж и полезно. Почему? Поскольку горожане хоть и недалеко ушли от природы, но заработали себе так называемый социальный джетлаг. Обычный джетлаг — это когда мы летим в отпуск в Таиланд, а там из-за разницы во времени путаются день с ночью.
Каждый десятый житель мегаполиса надеется в выходные отоспаться за всю неделю и встает в среднем на 4 часа позже, чем в будни, рассказывал KP.RU врач-сомнолог, доктор медицинских наук, профессор Центральной государственной медицинской академии Управления делами Президента РФ, Заслуженный врач России Роман Бузунов. Это и есть социальный джетлаг — в выходные мы без всяких перелетов меняем себе часовые пояса. А в понедельниках с трудом перестраиваемся обратно. Разница в 4 часа — это как раз как слетать в Тай или на Бали.
ШЕПОТ ВНУТРИ
Итальянские ученые из Университета Луки во главе с Валентиной Эльче решили заглянуть глубже — в сновидения. Только они опубликовали результаты исследования с участием 217 мужчин и женщин разного возраста, от 18 до 70 лет. Четыре года добровольцы записывали свои сновидения (если помнили сюжет и свои ощущения), а нейробиологи проводили с ними психологические и когнитивные тесты, мониторили фазы сна и делали энцефалограммы.
— Каким образом наш мозг генерирует сны, до сих пор непонятно, — признает доктор Эльче. — Почему мы не всегда помним сны? С первой же секунды после пробуждения реальный окружающий мир буквально бомбит нас делами и разными внешними факторами. Выключите будильник, проверьте сообщения, бегом собираться на работу… Запомнить сновидения при такой активности внешних стимулов — всё равно что расслоить шепот из другого конца комнаты, полной криков людей.
И все же — иногда мы ярко и отчетливо помним сны. Кому-то это удается чуть ли не каждый день, а кому-то почти никогда: вроде бы есть сны, но что именно, хоть убей не помню!
Валентина Эльче и ее коллеги нашли в этой избирательности логику. Оказывается, запоминаем мы сны или нет, зависит и от возраста, и от особенностей личности, и даже от времени года. Весной и осенью мы лучше всего помним, что во сне приводилось!
ЭТО ВЗАИМНО
А еще важно вовремя проснуться. Если разбудить человека во время REM-фазы, когда снятся самые яркие картины, — больше шансов вспомнить канву.
— Мозгу необходимо «записать» сны до момента пробуждения. Но бывает, что «данные» теряются, скорее всего, во время фазы глубокого сна, — объясняет нейробиолог.
Люди, больше ориентированные на свои переживания и рефлексию, сны помнят лучше. Видимо, потому, что считают частью своего внутреннего мира, который для них ценен и важен, предположает испанский психолог и социолог Франсиско Сагарра.
Важно также оказалась способность игнорировать отвлекающие факторы (она проявляется и в других жизненных и рабочих делах). И — до смешного прямолевостоянности — интерес к своим собственным снам. Если человек их воспринимает как нечто имеющее значение или просто любимое, то сновидения охотнее выбираются на дневной свет и «разрешают» себе запомниться.
— Молодые люди лучше помнят свои сны. Именно помнят, а не видят — сама способность к сновидениям от возраста не зависит. Это связано с тем, что у молодежи в целом лучше память и способность к концентрации внимания, — говорит Эльче. Но, конечно, индивидуальные особенности никто не отменял.
РЕПЕТИЦИЯ ИЛИ РАЗБОР ПОЛЕТОВ?
Впрочем, более важный вопрос — а зачем мы вообще видим сны? Природа ничего не придумывает просто так. Версий множество, но однозначного ответа нет. Великий физиолог Иван Михайлович Сеченов говорил, что сновидения — это небывалая комбинация бывших впечатлений.
— Возможно, сны — и тем более те, что мы помним — помогают нам «переваривать» эмоции, страхи, тревоги, упорядочивать память и находить выход из проблемных ситуаций, — предполагает Эльче.
Есть гипотеза, что сновидение — безопасное пространство, в котором наш мозг моделирует и «репетирует» ситуации, которые считает потенциально опасными. И старается найти правильный вариант действий. Как в компьютерной игре. Но опять же, единого мнения нет.
— В состоянии бодрствования человек в своих мыслях все время строит картину будущего — это обычная работа мозга, — говорит врач-сомнолог, заведующий отделением медицины сна Сеченовского Университета Михаил Полуэктов. — Она позволяет нам предвидеть какие-либо события и избегать нежелательных ситуаций в будущем. Сновидения же сотканы только из воспоминаний.
Хотя случаются и сновидения-умозаключения, признает Полуэктов: на основе воспоминаний мозг продолжает строить картину будущего. И она даже может совпасть с тем, что произойдет на самом деле! А мы потом скажем — вещей сон, сон в руку!