Илон Маск о колонизации Марса: Какие шансы у России на участие в проекте?
Фото: REUTERS.
Девять лет назад Илон Маск на 67-м международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре обозначил свою амбициозную цель: создать постоянное присутствие человека на Марсе. Главные пункты программы будущего колонизатора:
1. Создание межпланетной транспортной системы: новая сверхтяжелая ракета Starship сможет перевозить до 100 человек одновременно.
2. Переход на новый вид ракетного топлива “метан+кислород”, что позволит использовать метан, производимый на Марсе.
3. Операции каждого Starship будут осуществляться при открытии так называемого “марсианского окна”, когда Красная планета будет ближе всего к Земле.
4. Стоимость вывода 1 килограмма полезного груза на орбиту должна снизиться до 10-15 долларов за килограмм (сейчас она составляет около 10 тысяч долларов).
5. Билет на Марс для колонистов составит 200 000 долларов.
6. Конечная цель — создание полностью автономного населения в 1 миллион жителей в перспективе 50-100 лет.
Берутся во внимание активные испытания ракеты Starship, однако дата первого пилотируемого полета пока не определена, и, возможно, ближайшие 2-3 года он не состоится. Тем не менее, Маск уверяет, что первый экипаж отправится на Марс уже в 2029 году.
Недавно в МГТУ имени Баумана прошла встреча экспертов на тему “Международная пилотируемая экспедиция на Марс с участием России в 2030-40 году”. Главный вопрос: что страна может предложить марсианскому проекту Илона Маска?
Зачем мы ему нужны?
— На мой взгляд, многие, возможно даже сам Илон Маск, тешат себя иллюзиями о том, что его Starship не является единственным решением, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — Маск пересиливает в технологические барьеры, которые ему незнакомы: ядерная энергетика, медико-биологическое сопровождение полетов и так далее. Поэтому он не может самостоятельно реализовать марсианский проект. Россия способна предложить такие технологии, но даже они здесь не главное. Суть в том, что сейчас экспедиция на Марс — это личный проект Маска, а его нужно превратить в международный, общечеловеческий. Только тогда возможен успех. Маску нужна помощь партнеров. Китая он не может напрямую предложить сотрудничество, потому что Вашингтон находится на ножах с Пекином. А Россия способна организовать такое международное сотрудничество.
НОУ-ХАУ
Связки ракет защищают от радиации, а центрифуга — от невесомости.
Чтобы достичь Марса, экспедиции космического корабля предстоит преодолеть множество опасностей. Одна из них хорошо известна — это радиация. На орбите Земли космонавтов защищает магнитное поле нашей планеты. Но во время 6-месячного полета на Марс члены экипажа будут находиться беззащитными перед жестким космическим излучением. Другая проблема — невесомость. Сегодня космонавты на Земле встречают группы поддержки, буквально на руках вынося из спускаемого аппарата, а потом им героям звездных дорог ждет период реабилитации, прежде чем они вернутся способны самостоятельно двигаться. На Марсе землянин, скорее всего, встретить не будет. И, хотя сила тяжести на планете-соседке меньше, за полгода полета их тела отклонятся от гравитации, и во время высадки экипажу придется очень тяжело. Изобретатель Александр Майборода, участник рабочей группы SpaceNet НТИ (Национальная технологическая инициатива), рассказал о двух новаторских предложениях в этой области.
— Илон Маск планирует отправлять не один корабль, а сразу большую группу, — объясняет Александр Майборода. — Мы предлагаем группировать корабли в некий блок, где в середине — пилотируемый модуль, а его будут окружать “грузовики”. Таким образом, экипаж может получить мощную защиту «телами» ракет с топливом толщиной до 9 метров. Такой экран погасит не только солнечную радиацию, но и бомбардировку тяжелых галактических частиц.
Чтобы бороться с негативными последствиями невесомости, Майборода предлагает при подлете к Марсу создавать из кораблей тросовую центрифугу. То есть соединять корабли тросами, раскручивать эту конструкцию и за счет центробежной силы создавать искусственную гравитацию на уровне марсианского тяготения. Неделя такой реабилитации космонавты будут физически готовы к десанту на чужую планету.
Фото: EAST NEWS.
Вопрос — ответ!
Что Россия может предложить Маску?
Полёт на Марс возможен только в том случае, если удастся объединить тот гигантский опыт, который Россия имеет в долговременных пилотируемых полетах, с достижениями Илона Маска в области создания многоразовых сверхтяжелых кораблей. Такое мнение высказал начальник научно-технического центра РКК «Энергия» Андрей Лобыкин. В этом случае первый межпланетный пилотируемый перелет возможен в ближайшие десятилетия.
Каким может быть российский вклад в марсианскую экспедицию? Это прежде всего:
— медико-биологическое сопровождение длительных полетов.
— скафандры, как для полетных, так и для выхода на поверхность Марса.
— опыт в разработке ядерных двигателей для межпланетных перелетов.
По словам Андрея Лобыкина, в РКК “Энергия” сейчас готовят предложения, с которыми планируют выйти на Маска и обсуждать варианты сотрудничества.
ЦЕНА ВОПРОСА
Экспедиция на Марс стоит 400 миллиардов долларов — 20 годовых бюджетов NASA
Посмотреть на марсианскую экспедицию с экономической точки зрения предложил академик РАКЦ, заслуженный конструктор РФ Николай Севастьянов.
— В 2005 году, когда я был президентом и генеральным конструктором РКК «Энергия», мы разрабатывали технические предложения по марсианской экспедиции, — рассказал Николай Николаевич. — Делали расчёты по полету экипажа к Марсу без высадки на поверхность. По нашим прикидкам вес экспедиционного комплекса достигал порядка 366 тонн. Если сравнивать с Международной космической станцией, то получается примерно похожая размерность — вес МКС 420 тонн. Так вот, на создание МКС в общей сложности было потрачено 150 миллиардов долларов. Последняя оценка стоимости полета на Марс с высадкой экипажа на поверхность и возвращением обратно, которую я слышал, — это примерно 400 миллиардов долларов. Довольно реалистичная цифра, она сопоставима с затратами на МКС. А если мы посчитаем ежегодный бюджет всех космических агентств мира, то эта сумма немногим больше 105 миллиардов долларов. При этом бюджет NASA составляет 20-24 миллиарда, у России около 1,5 миллиарда долларов. Иными словами, американцам марсианская экспедиция обойдется в 20 бюджетов NASA — это колоссальные расходы! Понятно, что человечество не удержится на Земле, ему необходимо осваивать космос. Но прежде чем лететь на другие планеты, надо задать себе вопрос: “Зачем?” На мой взгляд, ответ — это ресурсы космоса. И с этой точки зрения первой ступенью в дальний космос должна быть Луна. Там нужно строить стартовую площадку к другим планетам.
Почему специалисты все чаще говорят о лунной базе? Дело в том, что мы на Земле живем на дне гравитационного колодца. Для вывода на орбиту килограмма полезного груза нужно жечь слишком много топлива. Поэтому Маск часто говорил об экспедициях в один конец — на обратный путь топлива не хватало. Сила притяжения Луны гораздо меньше, тратить гигантское количество топлива на преодоление лунной силы тяжести не надо. Поэтому там удобное место для сборки многотонных ракетных комплексов, которые доставят людей на Красную планету и обратно. А пока, по мнению Николая Севастьянова, Марс можно и нужно исследовать автоматическими станциями и роботами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Небо, смешанное с землёй: Людей на Марсе убьёт красная пыль
Загадочные молекулы нашли на Марсе: возможно, это признаки угасшей жизни