Дети учатся смеяться у родителей: Исследование объясняет, как человеческий смех возник
Фото: Shutterstock.
Смех не сразу развился до современного уровня. Когда-то он был примитивным и, откровенно говоря, не столь приятным на слух, как сейчас. А каким он был до этого, как эволюционировал, демонстрируют обезьяны и … человеческие младенцы. Эти и другие факты обсудили исследователи, включая профессора когнитивной психологии Мариску Крет из Лейденского университета. Ученые обнародовали результаты в журнале Biology Letters под названием «Онтогенез человеческого смеха» (The ontogeny of human laughter).
Люди, когда смеются искренне, то делают это на выдохе. Человекообразные обезьяны, например, шимпанзе, на вдохе. Однако, с позволения сказать, привычка смеяться по-человечески появляется не сразу. Младенцы издают свои «хи-хи-хи» и «ха-ха-ха» — вокальные всплески, выражая научным языком, главным образом на вдохе. Как шимпанзе. Тем самым они наглядно демонстрируют: смех претерпевает свою эволюцию от первородного и примитивного до более развитого.
В трехмесячном возрасте люди смеются подобно обезьянам – на вдохе. Но уже полуторагодовалые младенцы издают человеческие «вокальные всплески» — на выдохе.
В ходе экспериментов ученые давали прослушивать множественным добровольцам и младенцам – еще «обезьянный смех», и более взрослый – «человеческий». Последний, с точки зрения слушателей, звучал и громче, и приятнее. Некоторые находили его еще и более заразительным.
Вывод «смешного исследования» Мариски и ее коллег: главная причина «эволюционного скачка» в том, что у людей смех это один из способов общения. Младенцы его осваивают – подсознательно перенимая «навыки» от родителей, начиная смеяться более выразительно и доходчиво, если так можно выразиться. У обезьян смех не несет какой-либо коммуникационной нагрузки. Вот и остается на примитивном уровне.
ДЛЯ СПРАВКИ
Под онтогенезом в психологии ученые подразумевают психическое развитие человека от зачатия до последних дней жизни. Изучая его, психологи пытаются объяснить, как формируются основные структуры в детской психике — его сознание и личность, каким образом реализуются генетические особенности предков на морфологической, физиологической и биохимической стадиях развития.