Почти через три недели после начала его руководства в Boeing, генеральный директор Келли Оркберг еще не столкнулся с прямой критикой со стороны Майкла О’Лири из Ryanair.
«В данный момент я сосредоточен на еженедельных разговорах со Стефани Поуп, выражая свои недовольства по поводу местонахождения моих самолетов,» — заявил О’Лири.
Поуп, возглавляющая коммерческое направление Boeing и часто рассматриваемая как потенциальный будущий генеральный директор, сталкивается с серьезными проблемами. Компания Boeing испытывает давление с тех пор, как в октябре 2018 года и марте 2019 года произошло два смертельных крушения, в результате которых погибли 346 человек.
Изначально спроектированный как средство коротких и средних рейсов, 737 Max нацеливался на то, чтобы помочь Boeing вернуть долю рынка, потерянную в пользу Airbus. Однако проблемы безопасности, связанные с его конструкцией, подвергли компанию строгому контролю касательно самолетов, произведенных на ее больших заводах в Сиэтле.
Ситуация привела к задержкам в поставках для таких клиентов, как Ryanair.
Для О’Лири эти задержки представляют собой не только источник недовольства; они ставят под угрозу операции Ryanair. Новые самолеты, которые могут вместить больше пассажиров, чем предыдущие модели, являются центральной частью стратегии роста Ryanair. Однако авиакомпания уже была вынуждена пересмотреть свои прогнозы пассажиропотока с 205 миллионов до примерно 198 миллионов на этот год. Кроме того, амбициозная цель Ryanair по транспортировке 300 миллионов пассажиров к 2034 году может быть поставлена под угрозу, если Boeing не сможет разрешить свои производственные проблемы.
Более того, новые самолеты значительно более топливосберегающие. Поскольку старые модели все еще находятся в эксплуатации в ожидании новых поставок, Ryanair сталкивается с увеличением операционных расходов.
«Мы ожидали получить семь самолетов от Boeing в июле, но получили только пять,» — сокрушался О’Лири. «Мы рассчитывали на десять в августе, но нам будет повезло, если мы получим пять, в том числе два, задержанные с июля.
«Работать с Boeing в данный момент довольно сложно,» — добавил он.
Хотя существуют и другие производители самолетов, Ryanair в основном работает с Boeing.
«Ryanair всегда был клиентом Boeing и, вероятно, останется им,» — заметил Стивен Фурлонг, аналитик ирландской инвестиционной компании Davy.
Boeing, в свою очередь, сильно полагается на Ryanair как на основной канал сбыта в Европе. Конкуренты, такие как Wizz Air и easyJet, полностью работают на самолетах Airbus, в то время как IAG, материнская компания British Airways, также отдает предпочтение моделям Airbus.
«Эта зависимость создает сложную динамику. Хотя Ryanair жизненно важен для Boeing, Boeing также значителен для Ryanair,» — указал Фурлонг.
Это ставит О’Лири в сложное положение, особенно учитывая, что он может потенциально заработать €100 миллионов бонуса, если Ryanair выполнит определенные целевые показатели прибыльности или цены акций, которые косвенно связаны с быстрой поставкой новых самолетов от Boeing. Авиакомпания оценивает свои потери в доходах в €500 миллионов в этом году из-за задержек Boeing, а цена ее акций упала более чем на 15% с января.
Критический сдвиг
В настоящее время Ryanair управляет флотом из 594 самолетов, состоящим из 335 старых самолетов Boeing 737 Next-Generation и 156 новых самолетов 737 Max «Gamechanger».
У нее есть незакрытый заказ на 210 Gamechanger. Задержки последних 50 из этих самолетов являются основным источником недовольства для О’Лири. Самолеты Gamechanger играют жизненно важную роль в стратегии Ryanair на следующую декаду.
Эти новые самолеты могут вмещать 197 пассажиров по сравнению с 189 у Next Generation и спроектированы так, чтобы потреблять на 16% меньше топлива. Они также на 40% тише, что позволяет Ryanair увеличивать операции в густонаселенных районах.
Переход на новый флот крайне важен для конкурентоспособности Ryanair, утверждает Роберт Бойл, аналитик Gridpoint Consulting. «Удерживать старые самолеты дольше — это неустойчивая стратегия, особенно в условиях роста углеродных налогов и новых экологических норм.»
Перспективы будущего
Более важным для амбиций Ryanair в отношении роста, чем самолеты Gamechanger, является предстоящий 737 Max 10. Эта модель, вмещающая 228 пассажиров, позволит осуществить увеличение пассажировместимости на 21% за рейс. Кроме того, она спроектирована так, чтобы на 20% меньше расходовать топлива, чем модели следующего поколения, и работать на половину более низком уровне шума. О’Лири подчеркнул их значимость: «Абсолютно критично для нашего успеха.»
Тем не менее, производство Max 10 еще не началось, задержки с сертификацией безопасности затягивают график. О’Лири заказал 300 Max 10 по цене $40 миллиардов.
Хотя задержки не должны представлять собой непосредственную проблему — ожидания Ryanair по получению Max 10 не начнется до 2027 года — график производства остается неопределенным. О’Лири ожидает сертификацию Max 7 к концу этого года или в начале 2025 года, после чего, вероятно, будет сертифицирован Max 10.
«Если сертификация Max 10 не состоится до конца 2025 года, мы можем столкнуться с серьезными проблемами к лету 2027 года,» — предостерег О’Лири.
Чтобы Ryanair смог получать эти самолеты в срок, Boeing необходимо увеличить производство до 40-45 единиц в месяц — задача, которая еще не выполнена.
О’Лири отметил, что у Airbus также есть свои трудности, сталкиваясь с перебоями в цепочке поставок, которые ограничили его производственные объемы, хотя и не до такой степени, как в Boeing.
«В долгосрочной перспективе, я верю, что и Airbus, и Boeing преодолеют свои производственные проблемы; однако моя уверенность несколько ослабла,» — признал он. «Я бы оценил вероятность сертификации Max 10 на 99%, и примерно 85-90% вероятность того, что мы увидим первые 17 Max 10 готовы к лету 2027 года.»
Представитель Boeing выразил сожаление по поводу задержек, подтвердив важность партнерства с Ryanair и подчеркнув их взаимный интерес к успешной деятельности.
Несмотря на беспокойство О’Лири по поводу Airbus, переход на европейского производителя также представляет собой определенные вызовы.
Существуют слухи в отрасли, что Ryanair ранее находился на грани значительных сделок с Airbus, но в конечном итоге предпочел Boeing. В результате, Airbus может колебаться с предложением выгодных условий Ryanair вновь, особенно с учетом своего объема заказов.
Таким образом, хотя О’Лири продолжает выражать свое недовольство Поуп по поводу задержек поставок, будущее Ryanair во многом зависит от способности Boeing вернуть свою позицию ведущей силы в авиационной индустрии.
«Неясно, какие варианты действительно есть у Ryanair,» — заключил Бойл. «В конечном итоге все, вероятно, разрешится; мы просто не знаем, когда это произойдет.»