Группа Go-Ahead, крупнейший оператор железных дорог в Великобритании, возобновила выплаты дивидендов впервые с начала пандемии, распределив более 80 миллионов фунтов стерлингов среди иностранных акционеров.
Недавние корпоративные документы показывают, что Go-Ahead выплатила 58 миллионов фунтов стерлингов акционерам, находящимся в Испании и Австралии, а также дополнительные 26 миллионов фунтов стерлингов своему партнеру по совместному предприятию Keolis, дочерней компании французской государственной SNCF.
Эта компания, которая также является одним из ведущих автобусных операторов Великобритании, была приобретена австралийской фирмой Kinetic и испанским инвестиционным фондом Globalvia за 650 миллионов фунтов стерлингов в конце 2022 года.
Во время пандемии выплаты дивидендов для операторов железных дорог были приостановлены, когда правительство Великобритании предоставило 15 миллиардов фунтов стерлингов государственного финансирования для поддержания работы служб. Southern, Thameslink и Great Northern получили около 2,1 миллиарда фунтов стерлингов, большая часть из которых была выделена до того, как Go-Ahead была выведена из публичного оборота.
Автобусные операторы также получили поддержку в виде нескольких спасательных пакетов во время пандемии, и они по-прежнему пользуются государственной помощью, включая потолок цен на одноразовые тарифы в 2 фунта стерлингов за пределами Лондона; эта программа началась в начале 2023 года и будет действовать до декабря. Ожидается, что эта инициатива обойдется налогоплательщикам в сотни миллионов фунтов стерлингов.
За 18-месячный период, завершившийся в декабре 2023 года, Go-Ahead сообщила о прибыли до уплаты налогов в 6 миллионов фунтов стерлингов при выручке в 3,8 миллиарда фунтов стерлингов.
Недавние финансовые отчеты указывают на то, что Go-Ahead реструктурировала свою задолженность, увеличив свои «основные кредитные линии» с 560 миллионов фунтов стерлингов, пока была публичной, до более чем 1 миллиарда фунтов стерлингов после приобретения. Тем не менее, чистый долг в настоящее время составляет 780 миллионов фунтов стерлингов.
Железнодорожные линии, управляемые Southern, Thameslink, Great Northern и Gatwick Express — все они входят в Govia Thameslink — могут быть национализированы под руководством сэра Кира Стармера, чье правительство заявило о намерении вернуть железнодорожные услуги в общественную собственность. Текущий контракт Govia Thameslink истекает в апреле 2025 года.
Мигель Парас, генеральный директор Go-Ahead, заметил: «В 2023 году мы существенно расширили нашу деятельность, осуществив несколько стратегических приобретений и обеспечив новые контракты. Кроме того, более 200 миллионов фунтов стерлингов было инвестировано в замену наших старых дизельных автобусов на более экологичные альтернативы, что подтверждает наше лидерство в переходе на электрические транспортные средства. Мы также обязались инвестировать еще 290 миллионов фунтов стерлингов в модернизацию нашего парка в течение следующих двух лет.»
В смежном развитии событий правительство подвергается критике за то, что инициировало сделку с частным сектором по приобретению поездов на сумму 1,2 миллиарда фунтов стерлингов незадолго до того, как пришло к власти, обещая национализацию.
Министерство транспорта пригласило предложения от частных «компаний по подвижному составу» для финансирования приобретения новых поездов для TransPennine Express, который обслуживает маршрут между Халлом и Ливерпулем.
Лейбористы ранее указывали на то, что исключат сектор подвижного состава из своей стратегии национализации. Тем не менее, Хелен Уэтли, теневой секретарь по транспорту от Консервативной партии, прокомментировала: «Лейбористы много лет осуждали частные инвестиции в наши железные дороги, но теперь они у власти и объявляют новые тендеры.»
Она добавила: «Их основная стратегия решения наших железнодорожных проблем, похоже, заключается в назначении политиков на посты. Они должны понимать, что частные инвестиции улучшают качество обслуживания пассажиров и уменьшают финансовое бремя для налогоплательщиков.»
Представитель Министерства транспорта заявил: «Наши планы по общественной собственности ставят в приоритет интересы пассажиров. Мы ожидаем, что компании по подвижному составу продолжат арендовать транспортные средства и будут сотрудничать с Great British Railways для улучшения обмена поездами по всей сети.»
Они также уточнили, что конкурс на новый подвижной состав для обновления TransPennine начался до вступления в должность текущего секретаря по транспорту.