«Возвращаемся в эпоху бомбил из 90-х». Принят обсуждаемый закон о переводе такси на российские авто. Как это отразится на ценах?
Государственная Дума (ГД) на втором и третьем чтениях одобрила законопроект о локализации автомобилей такси, который вызвал критику со стороны профессиональных ассоциаций, бизнес-объединений и правительственных структур.
Законопроект предлагает только два варианта включения автомобилей в реестр такси. В первом случае число баллов локализации превышает установленный правительством уровень, который на данный момент составляет 3,2 тысячи баллов. Второй вариант — авто, произведенное в рамках специального инвестиционного контракта (СИК), заключенного с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
Закон вступит в силу с 1 марта 2026 года. При этом для некоторых субъектов предусмотрена отсрочка. Так, действие новых требований временно не распространяется на Калининградскую область и Сибирский федеральный округ (до 1 марта 2028 года), а также на Дальневосточный федеральный округ (до 1 марта 2030 года). С 1 января 2033 года единственным критерием будет количество набранных баллов локализации.
Цены на такси предрекают повышение в 2-3 раза, а отрасли — массовый уход сотрудников
Об этом заявили аналитики в аналитическом центре (АЦ), предупредив о тяжелых последствиях для отрасли. Там указали, что на данный момент новый отечественный автомобиль в 2,1 раза дороже подержанного, и рост цены на модели (по сути, речь идет о переводе такси на машины марки Lada) опережает повышение стоимости в среднем по рынку. Это приведет к тому, что отрасль может покинуть половина сотрудников, так как у многих из них не хватает денег на приобретение нового авто. Всего свои места могут потерять до полумиллиона человек (около 51 процента от общего числа).
Кроме того, по прогнозу представителей АЦ, это приведет к существенному росту тарифов на услугу в ближайшие пять лет.
Водителям около 290 миллиардов рублей, чтобы обновить автопарк такси. Для частично занятых сотрудников на личных автомобилях срок окупаемости нового транспортного средства может составлять до 16 лет без учета роста тарифов. Вице-президент Национального автомобильного союза подчеркивает, что сейчас лишь 11 процентов личных машин частично занятых и 16 процентов личных машин полностью занятых водителей подходят под локализацию.
Кроме того, ожидается, что пласт людей, которые только подрабатывают в такси, а не работают в отрасли на постоянной основе, вовсе исчезнет.
Что касается цен, то в регионах стоимость поездок вырастет на 80-100 процентов, а в московских таксопарках — на 150-200 процентов в связи с расходами на замену автомобилей.
Последствия от принятия закона могут быть серьезными
По мнению аналитиков, для этого нужен доступ к доступным автомобилям, особенно с базовым уровнем комфорта.
Первый вариант предполагает допустить все отечественные бренды автомобилей вне зависимости от года производства и машины всех иностранных брендов, произведенные в рамках СИК (вне зависимости от даты заключения контракта). Второй вариант — допустить к работе машины, произведенные или собранные на территории вне зависимости от года производства. Кроме того, следует рассмотреть введение различных льготных программ, например, смягчить требования для водителей с частичной занятостью.
Это, по мнению экспертов, позволит сотням людей сохранить рабочие места.