В РЖД обеспокоены снижением перевозок угля
Перевозка угля по железной дороге находится под угрозой даже при текущих тарифах, а в случае дальнейшего снижения тарифов операторы могут столкнуться с убытками. Об этом в интервью корпоративной газете РЖД «Гудок» сообщил замгендиректора компании Дмитрий Мурев.
Он пояснил, что понижающие коэффициенты на уголь — груз первого тарифного класса — составляют 0,55-0,75 процента. Если учитывать возврат порожних полувагонов, то расходы на обслуживание перевозок оказываются выше, что приводит к необходимости компенсировать доходы от перевозок грузов второго и третьего тарифных классов.
По словам топ-менеджера, в целом для тарифа РЖД при стоимости экспорта невысокой, она обычно составляет 20-22 процента, хотя в последние месяцы возросла до 30 процентов из-за укрепления рубля. При этом в общем объеме стоимости логистики она сопоставима со стоимостью перевозки в портах, хотя железнодорожная инфраструктура гораздо сложнее.
Комментарии Мурева связаны с усиливающимися требованиями дополнительных скидок со стороны угольной отрасли, которая переживает кризис. Компании испытывают убытки при поставках угля за рубеж и экспорте.
В Минэнерго стало известно, что уже 27 угольных компаний оказались на грани банкротства, а еще 62 находятся в сложной ситуации. Добыль угля упала еще в прошлом году, однако в первом квартале 2025 года ситуация усугубилась. Основной причиной остается падение мировых цен, а угрозы глобальных торговых войн снижают и без того падающий спрос.
Глава ведомства месяц назад анонсировал проект антикризисной программы поддержки угольной промышленности страны, которая позволит спасти предприятия отрасли от банкротства и сохранить объемы экспорта. Согласование документа продолжается.