В России увеличилось количество поддельных автомасел. Как не уничтожить двигатель
Фото: Me dia / Shutterstock / FOTODOM
2022 год стал значительным не только с точки зрения ухода мировых автопроизводителей из России. Вместе с ними страну покинули поставщики компонентов и «расходников», в том числе технических жидкостей — моторных и трансмиссионных масел.
Отечественные производители изначально не покрывали всех потребностей рынка; на смену всемирно известным брендам пришли малоизвестные турецкие и китайские компании. Частично решить проблему возможного дефицита помог параллельный импорт, однако вместе с ним значительно увеличилась и доля контрафакта: в моторы автомобилей все чаще стали попадать сомнительные жидкости, не отвечающие стандартам производителя и международным спецификациям.
О том, что сейчас происходит на российском рынке масел, рассказали редакции Autonews представители лаборатории «МИЦ ГСМ» и участники автомобильного бизнеса.
Контрафакт стало больше
Доля поддельных автомобильных масел на российском рынке была всегда высокой. По состоянию на октябрь 2023 года Союз автосервисов оценивал долю контрафакта в этой категории автомобильных товаров в 30–50%. За последний год ситуация стала только хуже. По оценке руководителя сервисного направления автомобильного маркетплейса FRESH Александра Носко, в августе 2024 года примерно 54% представленного в продаже масла было контрафактным.
В независимой лаборатории «МИЦ ГСМ», занимающейся в том числе проверкой на соответствие автомобильных масел, затруднились дать оценку состояния рынка на предмет контрафакта, сославшись на то, что не могут знать целей и причин заказываемых работ со стороны клиентов. При этом замдиректора группы компаний Мария Соколова подчеркнула, что услуга проверки на оригинальность стала очень востребованной ввиду роста опасений: «только за II квартал этого года по сравнению с I рост заказов этой услуги составил более 40%, но при этом “зеленых” протоколов (подтверждающих оригинальность масла) по ней — порядка 80%».
Андрей Кочнев, руководитель отдела автотранспортного ГК «Альфа-Лизинг», подтвердил, что поддельных масел стало значительно больше. Чаще всего имитируются продукты самых популярных брендов. К числу лидеров по этому показателю он отнес Mobil 1 и Castrol.
Появились альтернативы
По словам экспертов, дефицита масел удалось избежать, сейчас ситуация стабильна. Однако, по наблюдениям Андрея Кочнева, сегодняшний рынок по сути разбит на три крупных сегмента с подсегментами:
- отечественные масла;
- масла, ввозимые по параллельному импорту;
- продукты из Китая и прочих дружественных стран.
Это привело к тому, что цены перестали быть показателем качества. Вместо этого, «рынок успешно заполняет все ниши, где есть спрос. Более того, конкуренция очень высокая, что гарантирует широкий выбор масел для автомобилистов».
Александр Носко подтвердил, что освободившиеся после ухода ряда западных компаний ниши заняли новые игроки, в том числе отечественные, корейские и китайские производители. Сложно достать лишь некоторые позиции. В их числе: оригинальное масло к машинам Nissan, BMW, Mercedes — такие жидкости поставляются по параллельным импортам из Японии, что повышает риск подделок. Для крупных поставщиков Mobil1, ZIC, Motul, сокративших официальные поставки в Россию, не превышает сейчас 10% от всего объема рынка моторных масел.
Кочнев подчеркнул, что среди китайских масел качество очень сильно разнится: продукция из КНР вряд ли закроет премиальную и массовую ниши. Специалист отметил, что официальные поставки масел Shell, Total, Mobil 1 и Castrol прекращены. Остальные бренды так или иначе остались.
Что с российскими моторными маслами
Российские производители автомобильных масел воспользовались моментом и начали активно вкладываться в производство не только масел, но и присадок к ним. Как именно могут сказаться новые присадки на ресурс двигателей, затруднились ответить даже представители «МИЦ ГСМ»: по словам Марии Соколовой, специальных исследований для широкой аудитории о влиянии определенных пакетов на какие-либо эксплуатационные показатели в лаборатории не проводилось, поскольку не было таких заказов.
Андрей Кочнев отметил, что качество российских масел за последнее время сильно подросло. К примеру, «Лукойл» получил одобрение производителя по премиальным брендам Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover, в том числе к современным дизельным двигателям с сажевым фильтром.
Александр Носко также считает, что российские производители успешно ликвидировали дефицит: «Лукойл», «Рольф», «Синтек» имеют все необходимые допуски для использования в современных автомобилях, в том числе во всех машинах китайских марок. Это уже привело к росту их доли с 7 до 15% за I полугодие.
Подходят ли маслам из параллельного импорта
Масла известных брендов, попадающие на российский рынок по параллельным каналам, не являются подделками, но их состав и рецептура могут отличаться от той, что была в аналогичных «официальных» маслах. Это подтвердили редакции Autonews.ru представители «МИЦ ГСМ». Иными словами, одно и то же масло конкретного производителя, к примеру, для ОАЭ и для России, по составу может быть разным.
«Состав масел известных брендов, произведенных на различных заводах, может отличаться, — отметила Мария Соколова. — Но для потребителя важно не столько сам состав, а что масло соответствует уровню тех эксплуатационных свойств, что заявлены на этикетке в виде отраслевых спецификаций или допусков автопроизводителей, рекомендованных к использованию на нашем рынке».
Проверить соответствие масел можно, заказав услугу «проверка оригинальности» (на основе общедоступной базы данных по различным заводам-производителям по всему миру) или услугу «подтверждение качества продукта». В последнем случае проверяется соответствие требованиям указанных на этикетке масла отраслевых спецификаций (API, ACEA) по уровню соответствующего комплекта физико-химических параметров. Сделать это может в том числе конечный потребитель.
Переплачивать за бренд или лить наше
Александр Носко считает, что в текущей ситуации покупателям «не стоит переплачивать за бренд», поскольку «российские масла не уступают по качеству зарубежным, а шансы приобрести подделку равнозначны вне зависимости от марки и страны-производителя данной технической жидкости».
При этом, по мнению специалиста, сервисным центрам проще закупать масло в бочках — такое масло сложнее подделать, чем 4–5-литровые канистры: поставщиками занимаются официальные поставщики и импортеры, риски получить контрафакт минимальны. Стоимость разливного масла намного меньше, чем у расфасованного.
В «МИЦ ГСМ» рекомендаций по выбору масел по брендам и странам происхождения не дали: независимая лаборатория не занимается сравнением качества различных продуктов между собой, а лишь осуществляет проверки. Однако в лаборатории дали совет, позволяющий обезопасить себя при покупке масла.
На ряд продуктов, представленных на маркетплейсах, уже выдан сертификат качества. Для подтверждения соответствия в лабораторию обращается продавец, специалисты тестируют продукцию и выдают желтую пластиковую Oiltest-гарант на карточку товара. Это позволяет конечному покупателю не беспокоиться о том, что товар может быть «левым». В течение всего срока действия сертификата/плашки товар закупается тайным покупателем и проверяется в лаборатории.
Андрей Кочнев рекомендовал россиянам не слишком доверять маркетплейсам, рынкам и другим официальным магазинам. Покупать масло, по его мнению, лучше в дилерских центрах или СТО: «Они дают гарантию как на проведенные работы, так и на запчасти, в том числе масла. Поэтому эти участники рынка не заинтересованы в реализации контрафакта».
Прежде популярным брендам (Shell, Total, Mobil 1, Castrol) специалист рекомендовал предпочитать качественные альтернативы. «Стоимость оригинальных европейских масел неоправданно высокая. Поэтому мошенники, подделывающие масла, пытаются нажиться на популярных брендах, сложившейся цене которых значительно выше», — пояснил эксперт.
В России с 1 июля этого года по конец февраля следующего проходить эксперимент по маркировке моторных масел, участие в нем добровольное. По его окончании Минпромторг предложил ввести обязательную маркировку моторных масел с 1 сентября 2025 года. Предполагается, что это существенно сократит процент контрафакта на рынке.