В России разработали план спасения еще одной отрасли
Начался процесс подготовки мер по спасению металлургической отрасли, столкнувшейся с финансовыми трудностями и снижением объемов выпуска. Об этом заявил представитель подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора во время заседания, состоявшегося 29 августа.
В числе мер, которые будут рассмотрены, в частности, значится повышение экспортных пошлин на лом черных металлов, что должно снизить их стоимость для отечественных производителей. В настоящее время объемы сбора составляют пять процентов от стоимости, при этом не менее 15 евро за тонну, последнее условие предлагается довести до 25 евро.
Другой мерой может стать смягчение в 2026 году для электротехнических предприятий; это предполагает снижение акциза на жидкую сталь, который сейчас составляет 2,7 процента от стоимости сталей в портах Черного моря (если она ниже 30 тысяч рублей, акциз не взимается). Также предлагается освободить от уплаты акциза новые мощности с инвестициями от 50 миллиардов рублей на период активной инвестиционной фазы и следующих трех лет.
Металлургический сектор в последнее время работает в условиях низких цен. По оценкам, в первом полугодии спрос на металл упал на 14-15 процентов. В первые семь месяцев выпуск стали и готового проката снизился на 5,1 и 5,3 процента соответственно.
Участники рынка отмечают, что в текущих условиях размер акциза превышает объем налога на прибыль, что ограничивает конкурентоспособность отрасли, а цена отсечки в 30 тысяч рублей неоправданно низка. Дело в том, что уже при стоимости сляба в 32 тысячи рублей металлургии фиксируются убытки, но при этом необходимо все равно платить акциз.
Металлурги ранее просили о помощи в вопросах логистики, например, в виде заморозки железнодорожных тарифов на свою продукцию, что позволило бы сэкономить 21 миллиард рублей. В текущих условиях предприятия вынуждены переходить с грузоперевозок по железной дороге из-за резкого роста их стоимости на альтернативные виды транспорта.
Вместе с тем выяснили, что работают над снижением тарифов на перевозку сырья и готовой продукции. Дело в том, что тариф для сырья не покрывает даже эксплуатационные расходы компании.
Начальник аналитического отдела «Металлоснабжение и сбыт» Виктор Тарнавский подчеркнул, что металлургам «катастрофически не хватает спроса», и чтобы решить эту проблему, необходимо радикально снизить ключевую ставку и нарастить инвестиции в отрасль со стороны частных и государственных структур.
В июне гендиректор «Северстали» сообщил, что из-за падения спроса на продукцию металлургических заводов некоторые из них грозят остановкой.