В России начали искать способы спасения угольной отрасли
В условиях устойчивого снижения экспорта и растущих проблем в угольной сфере, Министерство энергетики России предложило всем участникам транспортной цепочки, а именно в первую очередь портовым терминалам, поддержать компании значительными скидками. Об этом сообщалось на протоколе совещания у заместителя министра энергетики Евгения Грабчака.
Эти меры могут стать ответом на поручение по повышению устойчивости финского сектора экономики и отдельные ее отрасли стимулировать угольный экспорт в порты на юге и северо-западе для разгрузки восточного направления.
Искали варианты поддержки из-за проблем с угольщиками, которые не в состоянии справляться с ситуацией самостоятельно. Так, губернатор Кузбасса на прошлой неделе, комментируя исчезновение в главном угольном регионе страны сортового угля для населения, отметил, что вопрос стоит о выживании отрасли в целом, компании уже не справляются.
На совещании были приведены данные, согласно которым вывоз угля в южном и северо-западном направлениях в 2024 году упал на 26,1 процента.
Министерство предложило субсидировать перевозки в этом направлении, но энергетическое ведомство, поддержавшее проект в целом, указало, что расходы из бюджета на эти цели не предусмотрены. Его представители считают, что вопрос можно решить предложением скидок со стороны РЖД, операторов подвижного состава и терминалов.
В то же время в терминале в Тамани объяснили, что уже предоставляют прогрессивную скидку к ставке перевозки угля. В РЖД также рассказали, что скидка на перевозку угля составляет в среднем 40 процентов от базового уровня и любое повышение приведет к непокрываемым убыткам компании, которая и без того сильно урезала инвестиционную программу.
Более того, при новых скидках добиться выполнения президентской задачи по увеличению экспорта несырьевых энергетических товаров до 2030 года будет очень сложно.
По оценкам NEFT Research, экспортные поставки угля из Кемеровской области по состоянию на 9 февраля были убыточными во всех направлениях. Для южных портов и энергетического угля калорийностью 6000 килокалорий потери достигают 1,3 тысячи за тонну, для северо-западных — 1,4 тысячи. Скидки РЖД и субсидии из бюджета могли бы вывести продажу в плюс — 700 и 600 рублей соответственно.
Ранее замгубернатора Кузбасса спасать отрасль за счет международных переговоров. Речь идет о договоренности с тем, что российский угольный экспорт упал на семь процентов за год, отметив импортные пошлины.