В правительстве прокомментировали ситуацию с долгами РЖД
Властями рассматриваются меры по облегчению долговой нагрузки в 2026 году, осуществляется работа с кредитными организациями над реструктуризацией займов. Об этом заявил министр финансов России, передает.
По данным Reuters, правительство ищет пути решения проблемы долгов монопольной структуры, достигшими четырех триллионов рублей. В числе запланированных действий — повышение тарифов на перевозки грузов, ускорение выдачи субсидий, перенос уплаты налогов, а также конвертация части задолженности в акции с выкупом государством.
Решение о способах поддержки будет принято на декабрьском совещании кабинета министров, где будет рассматриваться инвестиционная программа РЖД на 2026 год.
Отвечая на вопрос о возможности использования средств ФНБ для покрытия долгов РЖД, Силуанов отметил, что этот источник предусмотрен на определенные цели — компенсацию недополученных нефтегазовых доходов и технологические приоритеты. Тем не менее, такую возможность министр не исключил.
По состоянию на 1 ноября 2025 года объем ликвидных активов ФНБ составляет 4,15 триллиона рублей. Таким образом, покрытие долгов РЖД за счет средств фонда приведет к полному исчерпанию активов, доступных для расходования, оставив только заблокированные.
Ранее отчет РЖД по РСБУ (российский стандарт бухгалтерского учета) показал, что с января по сентябрь 2025 года чистый убыток компании составил 4,2 миллиарда рублей. Долгосрочные обязательства выросли с 2,1 триллиона рублей на начало года до 2,4 триллиона (включая отложенные налоговые обязательства), а краткосрочные — снизились с 2,7 триллиона рублей до 2,5 триллиона.
В компании убыток растет из-за высоких ключевых ставок и дополнительных затрат, что приводит к работе по улучшению финансового состояния.
В отчете Forbes по итогам 2024 года РЖД занимает третье место в рейтинге крупнейших должников России. Задолженность компании на тот момент оценивалась в 2,771 триллиона рублей.

