В Норвегии сообщили об угрозе срыва рыболовного соглашения с Россией
Норвежско-российские обсуждения по квотам на вылов трески в Баренцевом море могут застрять впервые за несколько десятков лет, так как позиции сторон остаются неизменными. Об этом сообщает норвежское издание Fiskeribladet.
В последние годы объемы вылова устанавливались по итогам ежегодной двусторонней комиссии по рыболовству, которая проводится в конце октября. Эта традиция не нарушалась даже во времена холодной войны, однако в этом году дата основных переговоров еще не назначена.
Начальной точкой конфликта стали введенные ограничения в отношении российских рыболовецких компаний «Норебо» и «Мурман Сифуд». Королевство пошло на этот шаг после того, как аналогичные меры приняло руководство ЕС. Они предполагают запрет на проход судов компаний в водах ЕС, их ремонт и вылов рыбы в портах.
Причиной для такого решения было названо оснащение судов оборудованием, позволяющим вести шпионскую деятельность в Северном и Балтийском морях. В свою очередь, норвежские санкции фактически запретили компаниям промысел в исключительной экономической зоне королевства.
В ответ на этот шаг Россия закрыла доступ в свою исключительную экономическую зону для всех норвежских рыболовецких судов.
По словам старшей научной сотрудницы Института Фритофа Нансена Анне-Крастин Йоргенсен, сотрудничество Норвегии и России в области рыболовства переживает самый серьезный кризис в истории. По ее мнению, обе стороны прекратили осознавать важность взаимодействия для сохранения рыбных запасов в своих водах, однако, с другой стороны, ссылаясь на ситуацию, выдвинула ультиматум, и теперь не собирается отступать от него.
При этом также считают, что использование рыболовецких судов для шпионажа стало нарушением двусторонних соглашений. Возможным вариантом решения проблемы норвежский эксперт назвала временные разрешения для отдельных судов из России.
Совместное регулирование вылова связано с особенностями жизненного цикла трески, которая нерестится в норвежской зоне, а нагуливается в российской. Таким образом, без взаимодействия стороны не смогут понять, какой объем этого вида рыбы можно добывать, чтобы не навредить популяции.