Утилизация автомобилей в России: изменения, вступающие в силу в 2025 году
С 1 января 2025 года в России стартует утилизационный сбор на автомобили. Ставка утилизационного сбора увеличится в среднем на 10-20% и будет расти примерно на столько же каждый год до 2030 года. Однако это коснется только тех, кто ввозит автомобили на продажу. «Лента.ру» поясняет, что такое утилизационный сбор на машины и какие изменения связаны с ним, а также сколько придется уплатить при ввозе транспортного средства в Россию с 2025 по 2030 годы.
Что такое утилизационный сбор?
Утилизационный сбор — это платеж за экологическую утилизацию автомобиля после завершения его эксплуатации. Он установлен согласно Федеральному закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Уплачивается он только один раз за одну машину: при этом уплатить его нужно при растаможке, до того как автомобиль будет поставлен на учет и использован. НДС с платы за утилизацию не взимается. Если утилизационный сбор уплачен, то в электронном паспорте транспортного средства (ЭПТС) проставляется соответствующая отметка.
Утилизационный сбор в России вводился в 2012 году в преддверии вступления страны в Всемирную торговую организацию (ВТО). Такая мера должна была сдерживать резкое увеличение объемов импорта на территории поддержанных автомобилей. Снижение импорта пошлин на такие машины было одним из условий присоединения к ВТО.
Зачем нужен утилизационный сбор?
Экологические аспекты. Старые автомобили, особенно те, которые не соответствуют современным экологическим стандартам, могут быть источником загрязнения окружающей среды. Введение утилизационного сбора на машины направлено на поощрение замены устаревших и экологически вредных транспортных средств более современными и экологически чистыми моделями — это поможет снизить выбросы вредных веществ.
Стимулирование авторынка. Утилизационный сбор был призван стимулировать развитие рынка новых автомобилей, так как владельцам старых машин становится выгоднее приобрести новые модели, чем платить сбор за утилизацию своих автомобилей. Это может способствовать развитию автомобильной индустрии и повышению ее конкурентоспособности.
Увеличение безопасности на дорогах. Старые автомобили менее безопасны из-за устаревших систем, технических характеристик, возрастной коррозии металла и так далее. Пояснение обновления автомобильного парка способствует повышению уровня безопасности на дорогах.
Как изменится утилизационный сбор на автомобили в России?
Сначала утилизационный сбор уплачивали только импортеры легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом — юридические и физические лица.
Производители из России и стран Таможенного союза также были освобождены от уплаты сбора, если брали на себя обязательства по безопасной переработке своих старых автомобилей. Но уже с 2014 года эти послабления были отменены.
С 2012 года ставки сбора несколько раз повышались, менялись условия, например, утилизационный сбор был распространен на прицепы и.
Кому нужно платить?
Кому не нужно платить?
Утилизационный сбор не берут в таких случаях:
Как рассчитывается утилизационный сбор?
Расчет суммы утилизационного сбора осуществляется по формуле.
Размер базовой ставки и коэффициент расчета утилизационного сбора устанавливаются правительством.
Базовая ставка утилизации в 2025 году:
Коэффициент варьируется в зависимости от категории транспортного средства, объема двигателя, возраста машины (до трех лет или старше трех лет) и технически допустимой массы.
Последние изменения
С 1 октября 2024 года ставка для легковых автомобилей, согласно началам, сначала на 70-85 процентов, а затем каждый 1 января будет повышаться на 10-20 процентов до 2030 года. Так уже произошло 1 января 2025 года.
С 1 апреля для автомобилей, ввезенных из стран (ЕАЭС), новая схема начисления утилизации. В него включают разницу между таможенными пошлинами страны ввоза и России, а также между ставками НДС, акцизов, других налогов и сборов.
Это стало возможным благодаря тому, что между странами заработала единая система управления рисками (СУР). За счет этого российские власти видят, какие таможенные платежи совершили владельцы автомобилей в странах ЕАЭС.
Возможные последствия
По мнению экспертов, первыми пострадают локализованные в России автобренды — преимущественно китайские. По задумке правительства, повышение сбора должно подтолкнуть зарубежные компании строить заводы в России. Глава Национального автомобильного союза отметил, что такой подход сработает: китайцы заинтересованы в том, чтобы продавать «домашнюю» продукцию, которая у них в избытке, а не занимать долю российского рынка.
Импортеры увеличат цену автомобилей на всю стоимость сбора, и это даст повод российским автопроизводителям «накинуть» около 100 тысяч рублей на свою продукцию.
По сути, в России подорожают легковые автомобили, и это на всех сферах, связанных с перевозками: например, такси и службах доставки, вплоть до стоимости товаров.
Меньше россиян смогут позволить себе личное авто, заявил директор ассоциации российских автодилеров РААД Игорь Чикин. По его расчетам, в 2023 году до 15 процентов россиян могли купить новый автомобиль, а к 2030 году их будет пять процентов. К этому времени покупать новую иномарку экономически нецелесообразно: вырастет спрос на российские авто и легковушки с пробегом, поэтому они также могут подорожать.
Глава ведомства ранее заявил, что повышение тарифов нужно для поддержки отечественного автомобильного рынка. В первой половине 2023 года в страну было ввезено более 450 тысяч автомобилей, что в три раза больше, чем годом ранее, причем половина машин были поддержанными. По словам Мантурова, перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродадут их в России, не обеспечивают покупателей гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. Это несет много рисков.
Все эти меры — увеличение утилизационного сбора и единые таможенные пошлины — приведут к подорожанию импорта автомобилей, и, по мнению аналитиков, вырастет спрос на более бюджетные сегменты — поддержанные и российские автомобили. Это может привести к тому, что вторичные автомобили тоже подорожают, но не так сильно, как новые.
Сумма утилизационного сбора для автомобилей в 2025 году
Это стоимость утилизационного сбора для автомобилей, которые ввозят в Россию для последующей продажи, а не для личного пользования (в этом случае для физлиц предусмотрены льготы).
Сумма утилизационного сбора для автомобилей с 2026 по 2030 годы
Расчеты:
Условия для получения льготной ставки
Полную ставку сбора как для юридических лиц придется платить только тем «физикам», которые ввозят авто для последующей перепродажи в течение года. При этом льготная ставка (3400 или 5200 рублей) сохраняется для физических лиц, ввозящих машины для личного пользования. Им нужно выполнить несколько условий:
По данным Autonews.ru, купить иномарку, ввезенную в Россию через страну Евразийского экономического союза (ЕАЭС), по льготной ставке теперь невозможно. В таком случае придется заплатить полную сумму утилизационного сбора. Исключение сделано только для Беларуси. В этой стране таможенные ставки такие же, как в России, поэтому провоз машин с двигателями внутреннего сгорания через нее будет стоить столько же, сколько и прямой ввоз в РФ.
Теперь корректность исчисления утилизационного сбора (в том числе тот факт, что машину не перепродают в течение 12 месяцев после ввоза) контролируют империруемые в Россию транспортные средства контролирует (ФТС), в остальных случаях контроль возложен на налоговые органы.