Угрозы перевозкам грузов в России: последствия действий РЖД
На прошлой неделе РЖД внедрили новые меры для борьбы с избыточным парком вагонов на сети железных дорог. В результате компания ограничивает доступ к инфраструктуре для порожних вагонов, что привело к возникновению проблем с обработкой грузов.
Первоначально от действий монополии пострадали нефтеналивные грузы, что вызвало угрозу недопоставок сырья на заводы по переработке нефти (НПЗ) и на биржи.
С 21 по 31 октября РЖД разрешают отправку заявок на перевозку порожних вагонов, следующих под погрузку, в ремонт и для других целей на уровне 42 тысяч единиц в сутки. За последние полгода среднее число порожних вагонов, которые ежедневно отправляли перевозчики, превысило 52 тысячи.
Отдельный источник издания сообщил, что монополия приняла к перевозке порожние вагоны те же требования по проверке на наличие технических и технологических возможностей инфраструктуры, которые ранее применялись к грузеным вагонам, что усложняет их отправку и формирование составов. Кроме того, установлены непривычные нормативы по порожним вагонам для конкретных регионов. В частности, ограничена их отправка в Кемеровскую область.
Компания полагает, что число вагонов на железнодорожной сети в настоящее время превышает предельные допустимые технические параметры инфраструктуры, что снижает производительность и скорость движения грузовых поездов. Для борьбы с данным обстоятельством РЖД намеревается с 2025 года повысить тарифы на порожний пробег.
Источник, сведения которого упомянуты в материале, рассказал, что в четверг, 24 октября, система определения вагонов перестала работать вовсе. В результате на следующий день Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) уведомил об угрозе срыва вывоза продукции железнодорожным транспортом.
При этом участники рынка считают, что проблемы возникли в первую очередь именно у нефтеналивных грузов из-за особенностей их перевозки. Полувагоны столкнутся в точности с теми же трудностями, но немногим позже, а потом придет очередь вагонов для угля и товаров народного потребления, которые движутся медленно всего.
В любом случае, утверждает издание, РЖД готово отказаться от нововведений. Глава компании признал, что снижения числа порожних вагонов, находящихся в движении, не произошло, а загрузка инфраструктуры выросла. По данным «Ъ», главе Центральной дирекции управления движением (ЦД) Михаилу Глазкову объявлен выговор за такое решение.
В начале октября сообщалось, что экспедиторские и транспортные компании, которые не являются грузоперевозчиками или получателями, могут контролировать свои грузы, доставляемые по железной дороге в России.