Третий инжене́р радиоде́лектроники в России выбрал продажи
Более трети выпускников российских вузов в сфере радиоделектроники меняют свою карьеру и не работают по специальности, а уходят в продажи. Это было обсуждено на заседании в комитете по науке и высшему образованию при Госдуме, на котором выступил заместитель министра науки и высшего образования, «Ведомости».
К основным причинам перехода он отнес состояние рынка труда, низкий уровень заработной платы, проблемы с социальными пакетами и нехватку карьерных возможностей.
Гендиректор холдинга по контрактной разработке электроники SND Global Ольга Квашенкина отметила, что существует разрыв между теоретическими знаниями, которые получают в вузах, и практическими навыками, необходимыми для разработки продукции. По ее словам, молодым специалистам легче взаимодействовать в сфере продаж с определенными компетенциями.
Также Квашенкина напомнила, что влияние оказывает сама структура рынка, поскольку большая часть игроков занимается перепродажей иностранного оборудования, а не разработкой, не смотря на названия. В России недостаточно масштабных проектов, где необходимо глубокое техническое проектирование, а спрос на собственные разработки ограничен.
Таким образом, для квалифицированных кадров в России не хватает рабочих мест, а те, что есть, заняты сотрудниками с опытом, без которых устроиться крайне сложно. А вот в продаже попасть быстрее, к тому же в таких компаниях сразу предлагают бонусы и гибкий график.
Впрочем, вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом Айнаура Кошоева считает, что молодые люди часто приходят в вузы без понимания, чем хотят заниматься в жизни, а столкнувшись во время обучения с реальностью, не хотят работать по специальности. Что касается зарплат, то она утверждает, что стажеры у них получают сразу же 75 тысяч рублей в месяц.
По словам Афанасьева, за пять лет количество бюджетных мест по всем инженерным направлениям выросло на 20 тысяч, но 32-40 процентов студентов не доходят до конца, а четверть выпускников уходит в рабочие профессии. В результате возникает феномен переработанности, когда компетенции специалиста не соответствуют рабочему месту.
Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга в ходе мероприятия пояснил, что если на первый курс условно поступят 100 тысяч абитуриентов, то работать по профессии пойдут только 49 тысяч, а остальные остаются либо в процессе обучения, либо уже после завершения образования.
Однако Квашенкина уверена, что никакой переработанности нет, поскольку учебные программы обновляются со временем до пяти лет, что приводит к устареванию знаний выпускников еще до завершения обучения. Многие вузы к тому же не дают студентам практического опыта, так что пригодных к использованию знаний выпускники не получают.
Ранее гендиректор DZ Systems, член ассоциации «Руссофт» на ухудшение качества образования в российских вузах. По его словам, нормальных разработчиков в стране готовят только пять-шесть заведений, а «дальше начинаются очень спорные вузы».