Строители дорог в России предупредили о скором банкротстве
В сфере дорожного строительства России ожидается ухудшение ситуации и ряды других негативных последствий, включая возможное скорое банкротство некоторых компаний. К таким выводам пришла Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК), объединяющая крупнейших участников рынка), РБК.
Обзор подготовлен на основе опроса 15 компаний и групп компаний, занимающихся более 50 процентами рынка. Они предупредили, что без государственной поддержки дальнейшее развитие или сохранение на текущем уровне невозможно.
К нынешней ситуации привело отсутствие социальных значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов, формирующих единую опорную транспортную сеть страны, смешения сроков финансирования по текущим проектам на несколько лет, а также рекордная высокая ключевая ставка и общий рост издержек.
Результатом проблем, помимо банкротств, может стать утрата компаниями компетенций (уход сотрудников, выход из строя техники, расформирование мощностей), замедление экономического роста, снижение налоговых поступлений.
Также отсутствие реакции на текущую ситуацию приведет к массовым увольнениям в инфраструктурной и смежных отраслях и невозможности «опережающей мобилизации отрасли в сжатые сроки в будущем».
В обзоре указано, что в период с 2023 по 2024 годы отрасль решала государственные задачи по дорожному и мостовому строительству и достигла пика своего развития. Но теперь макроэкономические факторы не позволяют существовать в таком формате.
У компаний серьезно выросли расходы на заработные платы, долговая нагрузка и платежи по текущему лизингу. При этом, отмечает НАИК, одновременно наблюдается тенденция существенного снижения объемов финансирования дорожных строительных работ. В результате выручка компаний в 2024 году составит 57,1 процента от уровня 2022 года.
Чтобы избежать кризисной ситуации, ассоциация предлагает увеличить объем авансирования работ и индексировать их стоимость при переносе на несколько лет. В сообщении также обсуждаются предложения по поводу поддержки отрасли при участии экспертного сообщества.
Ранее ассоциация «Росспецмаш» сообщала, что за девять месяцев этого года продажи российской дорожной строительной техники (ДСТ) в денежном выражении сократились на 4,5 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, и ситуация принимает критический характер.