Стареющий российский флот: проблемы и перспективы
Способности к грузоперевозкам по реке Амур значительно снизились, из-за того что флот практически полностью устарел. Из 838 судов лишь 73 являются моложе 24 лет, а средний возраст оставшихся судов достигает 46 лет. Эти данные были обнародованы комитетом по экономической политике.
В 1985-1990 годах объемы перевозок грузов по реке превышали 33 миллиона тонн, однако к 2024 году они сократятся до 2,2 миллиона тонн, из которых 1,7 миллиона предназначены для внутренних потребностей.
С учетом концепции программы развития Амурского бассейна, подготовленной ФАНУ «Восточный центр государственного планирования», к 2040 году необходимо увеличить грузоперевозки по ключевой водной артерии Дальнего Востока до семи миллионов тонн, что в 3,5 раза меньше, чем в советские годы.
Член комитета Совета Федерации по экономической политике считает, что в грузовых перевозках главную роль играют интересы китайской стороны. Он добавил, что в настоящее время обслуживание экспортных и импортных грузов на Амуре составляет 70 процентов, а суда под флагами занимают большую долю.
В свою очередь, член экспертного совета комитета по защите конкуренции Дмитрий Тортев отметил, что 30-40 миллиардов рублей, которые правительство готово потратить на легкий лизинг для обновления флота, явно недостаточно для решения проблем. По его мнению, потребуется в десять раз больше денег, но запуск первых судов мог бы заинтересовать инвесторов и привлечь к строительству частный капитал.
Тем не менее, депутат отметил, что вопрос заключается не только в финансировании, отсутствует полная ясность и с возможностью (ОСК) обеспечить выпуск необходимого количества судов.
Летом вице-премьер поручил разработать федеральную программу обновления флота и портов Амурского бассейна. В протоколе совещания у чиновника было указано, что исполнителем крупного госзаказа на строительство судов для региона может стать Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ).
Однако в августе стало известно, что ОСК собирается сократить 70 процентов сотрудников ХСЗ, поскольку у предприятия нет заказов и объемов производства. После того как эта информация попала в публичное пространство, губернатор Хабаровского края пообещал выкупить завод у ОСК за символическую сумму и сократить персонал.