Сокращение расходов на производство самолетов в России
В рамках пересмотра параметров бюджета, связанного с предполагаемым сокращением доходов, правительство решило на четверть уменьшить затраты на федеральный проект «Производство самолетов и вертолетов». Об этом сообщается со ссылкой на положительное заключение комитета по промышленности Госдумы на соответствующий законопроект.
Из ранее запланированных 101,2 миллиарда рублей предполагается убрать 22,4 миллиарда. Эта сумма складывается из снижения расходов в рамках госпрограммы «Научно-техническое развитие» (41,9 миллиарда рублей вместо 54,7 миллиардов) и «Развитие авиационной промышленности» (36,9 миллиарда рублей вместо 46,5 миллиарда).
Источник издания уточнил, что в основном планируется сократить субсидии лизинговым компаниям на возмещение части затрат на выплату процентов по кредитам на закупку воздушных судов у производителей, а также компенсации авиакомпаниям на обслуживание самолетов.
По его словам, решение связано со сдвигом планов по передаче новых бортов авиакомпаниям. «Нет самолетов — нет необходимости в компенсирующих субсидиях», — пояснил он.
В заключении комитета Госдумы признается, что сокращение расходов может повлечь за собой новый сдвиг сроков комплексной программы развития авиаотрасли (КПГА). Вместе с тем депутаты отметили, что высокая ключевая ставка Центробанка также становится угрозой, поскольку самое серьезное влияние она оказывает на проекты с долгим сроком реализации или с длительным циклом производства, что снижает конкурентоспособность отечественной продукции.
Другой источник сообщил, что пересмотр субсидий выглядит логичным в связи с отсутствием самолетов, но для лизингодателей такое сокращение поддержки может оказаться чувствительным.
В «Ростехе» и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) заверили, что сокращения бюджетной поддержки не окажет влияния на их планы. Однако главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов напоминает, что сокращения финансирования любых промышленных программ точно не приведет к их ускорению, хотя оценить влияние без более полных данных невозможно.
Гендиректор компании «Авиасистемы» Дмитрий Хоружик, в свою очередь, считает, что падение расходов на программы не повлияет на сроки их исполнения. По его словам, главной сложностью остается незавершенность опытно-конструкторских работ, связанных с импортозамещением, а этот вопрос не решить одним только финансированием.
Ранее сообщалось, что по итогам первого квартала чистый убыток Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входящей в «Ростех») увеличился в 3,33 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 2,95 миллиарда рублей. Компания является головной структурой для большинства производителей отечественных гражданских лайнеров, в том числе она отвечает за выпуск Superjet 100 (SJ-100), МС-21 и Ту-214.