Российский ТЭК выдержал удар санкций. В чем секрет устойчивости?
С 2025 года начинается второе десятилетие работы нефтегазовой отрасли России в условиях санкций. Наша страна сумела устранить 80 процентов западных технологий в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), созданного собственными разработками. Для сравнения: в 2014 году этот показатель находился на уровне 40 процентов. Вице-премьер России Александр Новак заявил, что объем нефтегазового машиностроения превысит 500 миллиардов рублей, а к 2030 году планируется полностью импортозаместить критическое оборудование на 100 процентов.
Чей технический потенциал раскрыл санкции
За последние десять лет для отечественного оборудования в ТЭК произошли значительные изменения. Дополнительный импульс импортозамещения пришел с начала 2022 года, когда ввели санкции. Эти ограничения вынудили крупных участников активизировать технологическое развитие. Так, к примеру, производство оборудования для нефтегазового сектора с января по сентябрь 2024 года выросло на 27 процентов.
Для ускорения адаптации к новым условиям некоторые компании начали развивать межкорпоративное сотрудничество. Например, уход IT-компаний стал одной из причин создания в июне 2023 года индустриального консорциума для разработки полнотных российских IT-продуктов для ТЭК с целью полной замены к 2028 году. Одним из технологических лидеров этого процесса является «Газпром нефть», которая смогла заменить более 80 процентов IT-решений в своих нефтегазовых проектах отечественными разработками.
Тем не менее в отрасли переработки сырья, которая считается наиболее зависимой от импорта, также есть успехи. Например, проекты инженерной компании «ТопТех» включают проектирование и производство трубного пучка для установки получения водорода — никогда ранее в России не создавались подобные технологии для продуктов химической переработки.
Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что в 2026 году Россия сможет закрыть наряду с каталитическими процессами, например, потребность в катализаторах для очистки и преобразования углеводородов, что станет важным шагом в рамках импортозамещения. Для этого важным является также создание отечественных каталитических и перерабатывающих установок, которые в дальнейшем будут работать с высокими стандартами.
Господдержка компаний
Значительная поддержка в импортозамещении технологий оказала крупный бизнес. Однако эта работа была начата не с введением ограничений в 2022 году. Минпромторг и Минэнерго России еще в 2014 году сформировали перечень критически важных импортных товаров и технологий и определили потребности в оборудовании для нужд ТЭК, напомнил «Лента.ру» заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы Юрий Станкевич: «Тогда же был разработан широкий спектр мер поддержки нефтегазового машиностроения: от субсидирования НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и инженеринга до стимуляции выпуска готовой продукции — в частности, при помощи механизмов специальных инвестиционных контрактов».
Например, в 2021 году правительство запустило федеральный проект «порыв на рынки СПГ», который нашел свое продолжение в федеральном проекте «Новое оборудование и технологии для СПГ».
«В рамках него разрабатывается 29 технологий, среди которых спиралевидные теплообменники, компрессоры отпарного газа, криогенная арматура. По 20 направлениям уже изготавляются опытные образцы — например, мембранная система хранения и транспортировки СПГ, которая позволит заменить ушедшую с российского рынка французскую компанию GTT — лицензия данной технологии», — перечислил Юрий Станкевич.
Проблемные области ТЭК
Переработка нефти и газа
Одной из проблемных областей ТЭК в импортозамещении считается переработка углеводородов. По словам, даже «Газпром», у которого, по словам топ-менеджера компании Олега Аксютина, 99,9 процента оборудования для добычи и транспортировки газа на проектах — отечественное, сложности в области переработки.
Он отметил, что работа по созданию собственных технологий ведется планомерно, а пока компания переориентировалась на поставщиков из дружественных стран, включая Китай.
По Институту национальной энергетики, на начало 2022 года зависимость от импорта катализаторов в России составляла около 70-80 процентов, а по отдельным позициям достигала 100 процентов. Но уже к 2024 году собственные мощности позволили покрыть 70 процентов потребности нефтеперерабатывающей отрасли в катализаторах.
По данным Kept, сейчас в России катализаторы:
При этом предприятия все еще нуждаются в импортозамещении некоторых технологий глубокой переработки нефти. «Это гидропереработка тяжелых остатков, технология замедленного коксования, технология каталитического крекинга, технология получения масел, технология алкилирования», — перечислили в пресс-службе «ТопТеха».
Кроме того, при замене технологий, оборудования, катализа основное вопрошение от предприятий — это опыт успешного внедрения альтернативных решений. «Новые российские продукты не всегда имеют опыт промышленного внедрения, поскольку разрабатывались в ответ на сложившуюся ситуацию», — обратили внимание в инженерной компании.
Геологоразведка
Относительно низкий уровень импортозамещения сохраняется в геологоразведке. Для отечественного оборудования там составляет не более 30 процентов, рассказал Юрий Станкевич. «Это связано с высокой научно-технической сложностью инструментов и ограниченным рынком потенциальных пользователей в Российской Федерации», — пояснил он.
По его словам, полностью отечественные альтернативы отсутствуют для:
Аналогичная ситуация характерна и для шельфовых месторождений: для импорта при бурении достигает 90 процентов, а при обустройстве — 70 процентов, обратил внимание Юрий Станкевич.
Как еще можно поддержать ТЭК
С учетом Энергетической стратегии на период до 2050 года целесообразно на базе Минэнерго России внедрить механизм отраслевого заказа на научно-исследовательские работы для институтов РАН, считает Юрий Станкевич.
По его словам, также действенным было бы:
Владимир Поклад добавил, что для ускорения технологической независимости компаниям помогло бы развитие профессионального образования и переподготовки кадров — для работы с новыми технологиями и ПО, а также поддержка стартапов в сфере энергетических технологий через венчурные фонды и упрощенные процедуры регистрации.
Кроме того, решить проблемы производства собственного оборудования можно методом обратного инжиниринга. Этот метод формируется на основе технологической документации и параметров работы оригинального оборудования, рассказал «Ленте.ру» руководитель Kept Engineering Александр Тарасенко.
Вместе с тем важно развивать полезное международное партнерство. По мнению Владимира Поклада, России важно наладить международное партнерство со следующими странами.