Российские суда решают проблемы экономии в Китае
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и «Росагролизинг» согласовали план по созданию балкерного флота, предназначенного для экспорта зерна. Этот шаг был обсужден на совещании, проведенном в начале месяца и освещенном изданием «Коммерсантъ».
Первые десять судов-партнеров были выбраны для строительства в Китае в рамках экономии. По оценкам ОСК, работа на российских верфях обойдется в 13,9 миллиарда рублей за головное судно и 12,5 миллиарда для серийного судна Handysize (дедвейт 40 тысяч тонн), а также 16,5 миллиарда и 14,6 миллиарда для судов Supramax (дедвейт 60 тысяч тонн).
При заказе в Китае стоимость будет составлять 3,5 миллиарда и 4,2 миллиарда рублей соответственно, что более чем в три раза дешевле. При этом экспортёры отмечают, что конкурентоспособность российского зерна обеспечивается при цене судна до 5,5 миллиарда.
В ОСК предполагают, что при условиях модернизации ряда верфи и дополнительных мерах государственной поддержки головное судно в России можно построить за 2,5 года. В то же время подрядчику, который нашел «Росагролизинг», для создания первых десяти судов потребуется от года до полутора, при этом контракт он готов выполнить за 40 миллионов долларов.
Минсельхоз не исключает, что вторую партию балконеров в объеме 51 судна закажут на отечественной верфи, но с закупкой оборудования за рубежом и при условии, что предприятие обеспечит рыночный уровень цен.
Ожидается, что в рамках заказа судов в Китае ОСК сможет получить права на знаковые и прочие технические документации и право технической приемки выполненных работ.
Глава «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров рассказал, что в стратегических документах по развитию судостроительной отрасли признается невозможность конкуренции с Китаем при строительстве массовых крупнотоннажных судов. К этому приводят дефицит высокотехнологичных мощностей и низкая производительность труда, что ведет к значительным расходам.
По его словам, такое производство в России без господдержки не будет востребовано никогда, поэтому стоит сосредоточиться на строительстве технически сложных судов.
Ранее в ОСК сообщили, что корпорация в случае технических проблем сможет удовлетворить потребности страны в новых судах в ближайшие десять лет. В связи с этим власти могут наделить структуру статусом специального оператора для закупки судов за рубежом при использовании государственной поддержки, чтобы процедуры проходили в формате «единого окна».