Россияне не доверяют заявлениям властей об инфляции
Недавние данные о государственном уровне инфляции и заявления властей о ее снижении не отражают реального положения дел в глазах россиян. Эксперты, анализируя результаты опросов и фидбека от граждан, пришли к выводу, что подобные сообщения вряд ли повлияют на ожидания населения относительно роста цен.
Исследователи разделили респондентов на группы и предоставили им различные сведения для более глубокого понимания того, какие факторы они считают значительными в данном контексте.
Ключевым моментом, который оказал влияние на оценки, стала информация о значительном росте денежной массы. Узнав о повышении объема денег в обращении, многие россияне начали надеяться на ускорение роста цен.
Отметим, что отдельно от других стран, информация о предыдущих и текущих уровнях инфляции, а также инфляционных ожиданиях не очевидно воспринимается населением как результат усилий Центробанка в удержании цен под контролем. Респонденты фактически игнорируют такую информацию.
Авторы исследования отмечают, что такие результаты могут свидетельствовать о недоверии россиян к данным по инфляции. Кроме того, недостаток качественной информации, а также нехватка конкретных действий, которые могли бы убедить граждан в адекватности политики Центробанка и власти в контроле за ценами, также способствуют подобному восприятию.
К интересным моментам, выделенным специалистами, относится тот факт, что сведения о росте денежной массы стали причиной ожидания еще более значительного увеличения цен, даже у людей с низким уровнем финансовой грамотности. Ученые предположили, что респонденты путают количество денег в экономике с инфляцией, или считают, что информация о росте денежной массы воспринимается как включение «печатающего станка», что остается наиболее понятным для них объяснением.
Также они признали, что респонденты не реагируют на данные о инфляции за предыдущие годы, что может указывать на недоверие к статистике, поскольку «субъективно не наблюдают низкой инфляции».
Ранее сообщалось, что так называемая «инфляция для бедных» (которая рассчитывается по росту цен на товары и услуги из корзины для малообеспеченных слоев населения) в марте была выше общей на 1,7 раза, при этом этот разрыв продолжает увеличиваться.