Перспективы магистрали: обновление транспортной инфраструктуры России
Развитие транспортной системы открывает новые возможности. Экономический рост, расширение торговли и строительство создают комфортную жизнь в условиях надежного и удобного транспортного общения. В этом году завершается масштабный проект, включающий такие направления, как скоростные трассы, железнодорожные пути и аэропорты. За последние шесть лет многое изменилось. Что было сделано и как будет развиваться российская транспортная система в будущем – в материале «Ленты.ру».
В последние годы транспортная система России претерпела значительные изменения. Инициативы по модернизации транспортной инфраструктуры охватывают более 700 объектов, реализованных по всей стране. Расширение БАМа и Транссиба, строительство скоростной автогистрали М-12 «Восток» и развитие Северного морского пути – это лишь некоторые шаги, которые значительно упростили взаимодействие между различными частями страны. Теперь добираться до многих точек стало более комфортным и быстрым, а логистика перевозок – значительно проще.
Новый строительный маршрут
Главной идеей всего проекта является синергия. Например, ключевые автомагистрали развиваются в рамках международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Общая протяженность маршрута составляет 9 тысяч километров, которые проходят по территории нашей страны. На российскую часть приходится примерно треть маршрута – 2,4 тысячи километров.
В прошлом году было запущено движение по трассе М-12 «Восток» от Москвы до Казани. Магистраль входит в состав коридора и пересекает территорию пяти регионов: Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики и Татарстана. Протяженность М-12 до Казани – 810 километров, на которых нет ни одного светофора и перекрестка на одном уровне.
По словам заместителя директора Центра цифровых высокоскоростных транспортных систем Российского университета транспорта, открытие трассы М-12 позволило сократить время в пути между этими городами почти в два раза — до шести с половиной часов. «Строительство новых магистральных линий даст серьезный импульс развитию транспортных коммуникаций между регионами и в целом в рамках всей страны», — считает Александр Чекмарев.
На участке от Москвы до Казани созданы все условия для комфортной поездки и отдыха путешественников: оборудованы 24 многофункциональные зоны, где можно заправить машину, пообедать и принять душ, есть санитарные, детские и спортивные площадки, зоны для пикника и выгула собак. Также на автомагистрали обеспечена стабильная мобильная связь и интернет.
«Прошлым летом мы как раз проехались на автомобиле до Казани и были приятно удивлены. Во-первых, освещение. Ехать в вечернее и ночное время стало намного проще и комфортнее. Во-вторых, уровень дорожного покрытия. Временами даже не верилось, что мы едем по России. Еще нужно отметить удобные съезды, качество разметки и указателей. По такой дороге просто приятно ехать», — рассказал инженер из Игорь Платичных.
По трассе М-12 стало удобнее добираться до таких туристических мест, как нижегородское село Дивеево, где расположены знаменитый Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. В настоящий момент ведутся работы по продлению трассы до Костромы.
Еще один участок в составе транспортного коридора «Европа – Западный Китай» — обход. Движение по нему было открыто этим летом. Обход — важный для местных жителей альтернативный проезд узкого места дороги М-5 «Урал». Четырехполосная автомобильная дорога улучшила дорожную обстановку вокруг особой экономической зоны «Толиатья» и обеспечила стабильное транспортное сообщение для развития бизнеса в регионе.
На рынке
Развивается также аэропортовая инфраструктура. Уже обновлены 33 воздушные гавани, в том числе 21 взлетно-посадочная полоса. Благодаря модернизации перелеты стали безопаснее, увеличилась транспортная доступность и „связанность“ территории большой страны. Появились условия для запуска новых региональных маршрутов и развития внутреннего туризма.
Особое внимание уделяется авиаузлам Сибири и Дальнего Востока. Например, в одной только Якутии реконструировано 12 аэропортовых комплексов. Теперь даже в самых удаленных городах — Сангар, Хандыга — авиаобслуживание стало намного комфортнее. Обновление затронуло и аэропорты городов-миллионников — Владивостока, Хабаровска, Красноярска.
В этом году пассажиропоток аэропорта Якутска превысил миллион человек — рекордный показатель. Это стало возможным в том числе за счет модернизации взлетно-посадочной полосы, теперь ее длина 3 600 метров. Аэропорт Якутска может принимать самолеты любых типов.
В прошлом году тоже реконструировалась взлетно-посадочная полоса, также на аэропорте появились новая дренажная система и очистные сооружения. Благодаря водоотведению покрытие полосы останется в хорошем состоянии на долгое время и при должном обслуживании прослужит без ремонта не менее 15 лет. После реконструкции аэропорт сможет принимать большинство типов самолетов. В этом году завершилось строительство нового аэровокзального комплекса.
Новое здание аэровокзала оборудовано двумя телетраспами, и пассажиры могут с комфортом следовать в самолет в любое время года. Также здесь увеличили зоны досмотра и ожидания, регистрации и выдачи багажа. На привокзальной площади организована парковка на 290 мест. Терминал может обслуживать один миллион человек в год. Это особенно важно на фоне роста авиаперевозок.
Таким образом, по словам министра транспорта Российской Федерации, российские авиакомпании по итогам этого года перевезут более 110 миллионов человек (в прошлом году — более 105 миллионов — прим. «Ленты.ру»), при этом 86 миллионов человек — на внутренних линиях.
«Безусловно положительным является тот факт, что все вновь возводимые объекты предлагают совершенно иной уровень комфорта с точки зрения используемых инженерных систем. Подавляющее большинство аэропортов сегодня имеют светлые просторные терминалы, в которых теперь не тесно. И они соответствуют современным требованиям с точки зрения обеспечения транспортной безопасности», — говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт». «Спрос на перевозки растет. В 2023 году было перевезено пассажиров больше, чем в 2022-м, а в 2024-м больше, чем в 2023-м».
Восточный полигон: возрождение легенды
Одним из известных направлений стало модернизация инфраструктуры Восточного полигона железных дорог: расширение знаменитых магистралей — БАМа и Транссиба. Это ускорит развитие всего Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Модернизация подразумевает строительство вторых путей, мостовых переходов, тоннелей и других сооружений. Например, в конце 2023 года в Амурской области был открыт самый длинный на Забайкальской железной дороге Керакский тоннель, расположенный на перегоне Ковали — Ульчук. Знаковым объектом на БАМе стал новый Байкальский тоннель — один из крупнейших искусственных сооружений страны.
«Сейчас начался новый виток строительства, вводятся новые разъезды, увеличивается провозная способность магистрали и грузопоток. И все мы связываем с этим очень большие надежды», — говорит Дарья Черепанова из Улан-Удэ, дочь строителей, приехавших на БАМ еще в 80-х и оставшихся там жить.
По итогам этого года провозная способность Восточного полигона увеличивается до 180 миллионов тонн, а к 2030 году составит 210 миллионов тонн.
Морские возможности
С учетом географического расположения морская транспортировка является для нас основной инфраструктурой международной экономики, ведь 90 процентов мировой торговли осуществляется именно морским путем. Модернизация инфраструктуры портов для увеличения их мощностей, а следовательно, и объемов грузоперевозок является одной из основных задач», — на площадке Петербургского международного экономического форума министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт.
Задача заключается в укреплении транспортных связей между центрами экономического роста и наращивании экспортных мощностей. За шесть лет была проделана большая работа по модернизации морских портов и развитию железнодорожных подходов к ним. В результате провозная способность транспортных участков, идущих к портам Азовско-Черноморского бассейна, составила 125,1 миллиона тонн, а Северо-Западного — 145,6 миллиона тонн.
Общий грузооборот по Северному морскому пути составил 34,1 миллиона тонн в 2022-м и 36,2 миллиона тонн в прошлом году. Это рекордное значение за всю историю перевозок по этому направлению.
Естественно, говоря о Северном морском пути, мы подразумеваем использование ледокольного флота. Россия — единственная страна с атомным ледокольным флотом. Рост грузооборота и развитие Северного морского пути происходят, в том числе и благодаря ему. По проекту 22220 — самые большие и мощные на сегодняшний день. Один такой гигант способен проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тысяч тонн и покорять лед до трех метров. С 2020 года в эксплуатацию введены ледоколы: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». До конца этого года flot popolnitsya yeshchyo odin — «Якутия», а к 2030-му к ним присоединятся «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград».
«Грузопоток по Северному морскому пути уверенно приближается к 40 миллионам тонн. Ожидаем, что к концу десятилетия он превысит 100 миллионов тонн. Безусловно, нужно, чтобы отправителям товаров было удобно пользоваться нашими морскими портами. Для этого мы продолжим возводить там современные терминалы, перегрузочные комплексы, подходы к ним. Для надежного обеспечения круглогодичной навигации будем активнее расширять ледокольный флот, в том числе атомный. Также строить вспомогательные и аварийно-спасательные суда. Комплекс всех мер позволит укрепить наше лидерство в Арктике», — на пленарном заседании XVIII Международного форума «Транспорт России».
Одна из первоочередных задач, поставленных президентом, — увеличение в 1,5 раза авиактивности. Для этого, в том числе, планируется модернизировать не менее 75 аэропортов — пассажиропоток при этом должен увеличиться до 158 миллионов пассажиров в год.
Также продолжится работа по другим направлениям. Например, развитие крупных железнодорожных проектов — БАМа и Транссиба. Их провозная способность увеличится до 210 миллионов тонн. Будет запущена высокоскоростная железнодорожная магистраль между Москвой и Казанью, время в пути между столицами составит всего 2 часа 15 минут.
С модернизацией инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу время осмотра грузовых автомобилей сократится до 10 минут. Это огромная работа, благодаря которой бизнес страны получит дополнительный толчок для развития.
Продолжаются развитие опорной сети морских портов, внутренних водных путей и Северного морского пути. Внутри России, по словам министра транспорта Российской Федерации, планируется «вернуть на реку перевозки сыпучих грузов и более активно развивать пассажирские перевозки». Важно, чтобы обеспечить надежное обслуживание круглогодичной навигации мы будем активнее расширять ледокольный флот, в том числе атомный. А также строить вспомогательные и аварийно-спасательные суда. Комплекс всех мер позволит укрепить наше лидерство в Арктике.