Отрасль черной металлургии требует сохранить тарифы на транспортировку
Ассоциация предприятий черной металлургии «Русская сталь» обратилась к руководству с просьбой не вводить увеличение сборов на транспортировку металлопродукции. Об этом свидетельствует текст письма от 15 сентября, который был подтвержден рядом ведущих металлургических компаний.
Участники рынка не согласны с планами правительства об введении с 2026 года дополнительной тарифной надбавки на перевозку порожних полувагонов в размере 10 процентов, а также увеличением в десять раз платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Они указывают, что такие меры могут привести к увеличению логистических расходов отрасли на 12,7 миллиарда рублей, и уже в текущем году ситуация в ней характеризуется как кризисная.
Выпуск продукции в первом полугодии сократился на 3,7 процента, а рентабельность многих компаний ушла в отрицательную зону. На фоне этого за восемь месяцев погрузка металлов на железнодорожном транспорте упала на 17,3 процента. Если использование железных дорог станет еще дороже, черные металлы придется перевозить автотранспортом.
Авторы письма напоминают, что ситуация с простоями на путях общего пользования порожними вагонами не улучшается. Узнать о причинах таких простоев сложно, поэтому грузоперевозчики не могут оспорить выписанные штрафы, что ведет к дополнительным убыткам.
Собеседник издания на рынке грузоперевозчиков отметил, что требования РЖД, которые желают довести тарифы на порожний пробег до экономически обоснованного уровня, фактически не выполняемы. По объему экспорт в несколько раз превышает импорт, поэтому доставившие груз вагоны все равно будут возвращаться пустыми. Операторы были бы рады взять любой попутный груз, потому что сами работают в убыток.
Директор по логистике и управлению коммерческой цепочкой поставок ОТЭКо заметил, что планы РЖД ударяют также по угольной отрасли, где ситуация даже хуже, чем у металлургов, и многим другим компаниям, не справляющимся даже с нынешними тарифами.
Другой источник указал, что призванные улучшить транспортную ситуацию инициативы делают только хуже, так как становятся финансовым бременем для отправителей. Тарифы ограничивают объемы производства, потому что продажи на экспорт приносят убытки, а внутренний рынок может потребить не более половины выпуска.
Ранее сообщалось, что правительство в качестве программы поддержки для металлургов предоставит отсрочку на уплату налогов и мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Участники рынка считают, что таких мер окажется недостаточно, а для эффективной помощи следует, в том числе, обнуливать индексацию тарифов естественных монополий.