От сварщика до бармена. Как федеральный проект помогает крупным компаниям с кадрами
К 2025 году в России завершится обучение 350 тысяч студентов учреждений среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионизм». Он был запущен в 2022 году и позволяет развивать специалистов, знания и компетенции которых жизненно необходимы для развития ключевых отраслей российской экономики. В том, как это работает, разберёмся на примере «Русала». Компания финансирует металлургические образовательные кластеры в регионах присутствия и, по сути, создает собственную кузницу кадров, делая акцент на самых востребованных профессиях производства.
Вовлеченность бизнеса в вопросы профессионального обучения за последние годы заметно выросла. Очевидной стала задача растить специалистов с актуальными компетенциями. Мнения о том, что среднее профессиональное образование должно быть максимально приближенным к реальной жизни, основано на сложившейся в экономике ситуации: например, спрос на сварщиков вырос в несколько раз, а количество объявлений о вакансиях только в 2024 году увеличилось на 72 процента. Работодатели хорошо понимают, какие сотрудники им нужны, поэтому бизнес готов активнее взаимодействовать с государством в вопросах подготовки специалистов для отдельных отраслей. Особенно важна адаптация обучения к требованиям рынка и формирование кадрового резерва в условиях дефицита профессиональных рабочих кадров.
Для этих целей в 2022 году в России стартовал федеральный проект «Профессионизм». В 2025 году можно оценить его первые результаты. В рамках программы завершат обучение 350 тысяч студентов учреждений среднего профессионального образования. Кто-то из них выпускается в летние месяцы, кто-то получит дипломы в декабре — это зависит от конкретных профессий. Только из федерального бюджета на проект с 2022 до 2024 года было выделено около 30 миллиардов рублей. Насколько первые результаты соответствуют заявленным целям и как государственные и корпоративные миллиарды меняют рынок труда в РФ?
Первый опыт
«Русал» — один из крупнейших в мире производителей алюминия и глинозема — еще на старте «Профессионизма» выразил готовность вкладываться в среднее специальное образование. Сегодня «Русал» готов трудоустроить первых студентов, завершивших обучение.
Первым регионом, где компания начала развивать образовательные пространства для металлургии, стала Свердловская область.
«Русал» и Эн+ за последние три года инвестировали в подготовку учащихся колледжей более 400 миллионов рублей. В Свердловской области по программе «Профессионизм» мы создали с участием четырех колледжей один из первых металлургических образовательных кластеров. Его первые выпускники пойдут работать в том числе на предприятия «Русала» в Каменске-Уральском, Краснотурьинске и Североуральске. В последнем наборе «Профессионизма» все бюджетные места оказались заняты, а две трети студентов по собственной инициативе заключили с «Русалом» целевые договоры», — рассказала заместитель генерального директора по управлению персоналом «Русала» и Эн+ Наталья Альбрехт.
В Свердловской области первопроходцами стали 300 студентов. При формировании образовательных треков логика была практическая: охватить производственный цикл от основных профессий по добыче полезных ископаемых (бокситов в случае «Русала») до производства глинозема (сырья для алюминиевой промышленности).
«Русал» по программе «Профессионизм» создал три металлургических кластера — в Свердловской и Иркутской областях и в Красноярском крае. В этом году мы совместно с правительством Хакасии запускаем четвертый — на базе учебных заведений республики. Компания Эн+ реализует четыре проекта в других отраслях экономики: кластер «Информационных технологий» создан в Краснодарском крае, кластер ТЭК и кластер «Туризм и сфера услуг» — в Иркутской области, «Горнодобывающая отрасль» — в Тыве. Кластер ТЭК охватывает семь направлений подготовки сразу для восьми бизнесов Эн+», — рассказала Наталья Альбрехт.
«В 2022 году это была инициатива «Русала». Они буквалистски настаивали на нашем участии. Компания не только предложила идею, но и обеспечила серьезную финансовую поддержку — 106 миллионов рублей», — рассказывает директор Краснотурьинского политехникума Надежда Ветчинникова. По ее словам, преподаватели учебного заведения прошли стажировку на Богословском алюминиевом заводе. При этом каждый из преподавателей профессионального цикла Краснотурьинского политехникума является главным или линейным экспертом демонстрационного экзамена.
В первый год проекта в четырех колледжах открылось 12 новых лабораторий по следующим направлениям: металлургия цветных металлов, физическая химия, материаловедение, охрана труда, аппаратные химические технологии, электромонтаж, ремонт горного оборудования, сварочные технологии, анализ по производству металлургического сырья. Студенты в рамках обучения могли проходить практику на виртуальных тренажерах, которые отображают специфику и технологии работы на реальных предприятиях «Русала», используют технологии дополненной реальности.
Через год после начала проекта — в сентябре 2023-го — в Братском индустриально-металлургическом техникуме и Тайшетском промышленно-техническом техникуме (Иркутская область) за парты благодаря «Профессионизму» сели 250 студентов. «Русал» запустил единый, первый в регионе образовательный производственный кластер «Металлургия», в рамках которого созданы новые лаборатории и мастерские.
В связи с изменениями в учебных программах братские студенты догнали свердловских, и летом 2025 года выпускников свердловского и иркутского металлургических кластеров в количестве 231 человека уже ждут на Краснотурьинском, Уральском и Братском алюминиевых заводах, а также на Североуральском бокситовом руднике.
Взаимный интерес
С вовлечением крупных действующих предприятий в реализацию целей и задач «Профессионизма» образовательный процесс политехников заметно трансформировался. Практико-ориентированное обучение стало ключевым направлением изменения. По словам преподавателя химии Краснотуры-бинского политехникума Елены Глуханько, в образовательный процесс интегрировали современные цифровые технологии — тренажеры и симуляторы.
«Когда наши ребята приходят на производство, они уже знакомы со многими видами оборудования, это большой плюс и для работодателя, и для работника, особенно молодого», — говорит Елена Глуханько.
В Североуральском политехникуме в этом году первый выпуск «Профессионализации» — 5 групп, 107 человек, 39 из выпускников имеют целевые договоры с крупнейшим работодателем в городе — СУБР (АО «Североуральбокситруд»). Что изменилось с 2022 года? Полная модернизация мастерских, обновленные образовательные программы, программа раннего трудоустройства, демонстрационный экзамен со 100 процентами экспертов от работодателей — индустриальные партнеры кластера, оплачиваемые производственные практики, гарантированные рабочие места выпускникам, амбассадоры «Профессионизма», медиацентр. Всего за три года наши мечты стали реальностью. Благодаря «Профессионизму» и «Русалу» наши студенты уже с первого курса осознают свою востребованность, поэтому готовы прийти на рабочие места своих шахтерских династий, своих дедов и отцов», — делится директор Североуральского политехникума Юлия Минзарипова.
Не только диплом
Марина Стецеонко, выпускница Краснотурьинского политехникума, обучалась не только по программе «Профессионизма», но и по целевому договору с «Русалом». Ее специальность — аппаратист-оператор в производстве цветных металлов. Во время обучения Марина стала стейпендией «Русала», а сразу после получения диплома пришла на работу в цех фильтрации и прокаливания БАЗа аппаратчиц.
«Профессионизм» дал мне профессию, я благодарна преподавателям и наставникам. Тренажеры — это просто находка! Благодаря им я уже знала базу, когда пришла работать», — делится впечатлениями Марина Стецеонко.
Алексей Карпов окончил программу «Профессионизма» по специальности сварщика в Североуральском политехникуме. Современные лаборатории и мастерские позволили молодому парню из глубинки стать участником всероссийских отборочных чемпионатов «Профессио-налов». После получения диплома он пришел работать на одно из предприятий «Русала» в Североуральске и планирует продолжать профессиональный рост.
«Профессионизм» сделал обучение полезнее: теперь мы выходим не просто с дипломом, а с реальным опытом. Еще один плюс — предприятия-партнеры сразу предлагали стажировки, а некоторые ребята получили предложения о работе еще до выпуска. Самые активные студенты могли претендовать на дополнительные выплаты от «Русала»: именные стипендии целевикам и победителям стипендиальной программы. Пока я учился, у каждого студента был наставник от предприятия, который помогал разбирать сложные темы и давал советы по правильному выполнению заданий на практике. Я уже подписал трудовой договор и продолжаю учиться — планирую совмещать работу с заочным обучением в вузе, «Русал» такое поощряет», — говорит Алексей Карпов.
«В рамках «Профессионизма» я получил много разных специальностей, помимо металлурга. Сварщик, слесарь, стропальщик — это самые востребованные профессии на любом производстве. После обучения я пойду работать в «Русал», я там уже был на практике», — рассказывает Михаил Сухаревский. Он окончил Братский индустриально-металлургический техникум с красным дипломом.
Немного статистики
Проект «Профессионизм» стал ответом на послание президента России Владимира Путина об исключительной важности наращивания кадрового потенциала, от которого зависит место России на мировой арене, а также решение ключевых задач по укреплению безопасности, экономического и технологического суверенитета страны. Эта образовательная программа позволила молодым людям реализовать себя в роли высококвалифицированных специалистов почти в 30 отраслях самой разнообразной направленности.
Основой проекта с самого начала в 2022 году стали кластеры, представляющие собой образовательные производственные центры, где колледжи и техники тясно взаимодействуют с предприятиями реального сектора экономики. Первые студенты могли выбирать более чем из двух десятков специальностей — от сварщика до бармена.
Сегодня работает более 490 кластеров по всей стране. В 81 регионе обучается 1,77 миллиона студентов, для которых проект стал возможностью получить профессию, востребованную на рынке труда.