Обнаружены наиболее распространенные схемы телефонного мошенничества
Согласно недавнему анализу, с января по октябрь 2024 года мошенники широко использовали звонки от имен сотрудников банков, госорганов и операторов связи, предлагая различные способы заработка в интернете или инвестиции. Такие схемы составляют почти 80% от общего числа телефонных звонков, по данным комментария старшего вице-президента РБК.
Две трети вызовов поступают через мобильную связь, а треть — через мессенджеры. Например, в июле и августе на мобильные телефоны приходились 89% всех звонков.
Основной целью звонков от банков, операторов связи и госструктур является получение кода из SMS, установка вредоносного ПО на устройства или переход по фишинговым ссылкам. Все эти методы позволяют мошенникам получить доступ к личному кабинету жертвы и во многих случаях вывести деньги с ее счета или предварительно оформить кредит.
Предложения по инвестициям являются более сложной схемой. Сначала жертве предлагают перевести небольшую сумму на внешний счет, что позволяет «заработать» небольшое количество денег без права их вывода. Затем, получив гораздо большую сумму, мошенники пропадают.
Чугунов отметил, что мошенники становятся более грамотными, по сравнению с тем, что наблюдалось раньше, и хорошо подготовлены в финансовом плане. Они имеют представление о психологии людей, чтобы в нужный момент сделать предложение. Столкнувшись с такими звонками, 85% пострадавших сами переводили деньги на неизвестные счета, отдавали их незнакомцам или делились личной информацией.
Ранее Центробанк объявил, что с 22 октября крупные российские банки обязаны будут реагировать на поступившую информацию о мошенниках и вносить их реквизиты в свои системы. С 1 января 2025 года срок реакции сократится до одного часа.