МВД уточнило о «вечном учете» машин из-за рубежа
Фото: fotokaleinar / Shutterstock / FOTODOM
Проблема с ввозом и регистрацией автомобилей по упрощенной схеме не нова. Тысячи владельцев таких транспортных средств могут столкнуться с трудностями, ставящими под угрозу возможность распоряжения таким имуществом. Причин тому множество — от неправильной уплаты утилизационного сбора до проблем с документами и оформления их с грубыми нарушениями российского законодательства. Результат печален.
Об одной из недавно вскрывшихся проблем рассказали в Autonews.ru. Выяснилось, что испытательные лаборатории, проверяющие ввезенные частными лицами автомобили на соответствие требованиям безопасности, выдавали документы без реального осмотра машин, что является грубым нарушением требований закона. В ходе эксперимента, проведенного «Национальным автомобильным союзом» (НАС), удалось получить свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) на машины, которые физически не заезжали в испытательные лаборатории и на момент оформления бумаг находились в других странах либо представляли собой груд металлолома.
Нюансы документации
Для постановки «серого» автомобиля, ввезенного частными лицами, на российский учет необходимо оформить СБКТС. Этот документ подтверждает, что автомобиль соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и может эксплуатироваться на дорогах общего пользования.
На основании СБКТС оформляется электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Последний является необходимым документом для регистрации машины в ГАИ и ее эксплуатации на дорогах.
Советские автомобили, соответствующие требованиям технического регламента, проверяются при непосредственном осмотре машины специалистами аккредитованных испытательных лабораторий, а непредставленные машины являются грубым нарушением закона. При выявлении такого рода нарушений, допустимых в ходе оформления СБКТС, документы могут быть исключены из реестра, то есть аннулированы.
Пояснения Росаккредитации
В пресс-службе Росаккредитации подтвердили Autonews.ru, что в начале июня были инициированы проверки в отношении трех испытательных лабораторий, а всего организаций в России, способных выдавать СБКТС, насчитывается в районе 80. В настоящее время готовятся проверки в отношении 25 аккредитованных лабораторий, выдающих СБКТС. То есть под подозрением уже находится более 30% таких организаций.
Напомним, что при выявлении фактов незаконной выдачи СБКТС лабораториям грозит отзыв лицензии, но еще большие сложности возникнут у владельцев машин, документы на которые были оформлены с нарушениями.
Как пояснил в беседе с Autonews.ru президент НАС Антон Шапарин, при выявлении таких фактов надзорными органами СБКТС будут аннулированы, а само транспортное средство по факту может быть приравнено к имуществу, которым невозможно нормально распоряжаться.
«Машина будет снята с регистрационного учета Госавтоинспекции, и при передаче следующему собственнику он не сможет поставить ее на учет. Эти машины превращаются в клубки либо в «вечный учет», пока не будут устранены проблемы с документами. По большому числу автомобилей устранить проблемы и не получится, потому что они на Россию не предусмотрены», — конкретизировал глава НАС.
Разъяснения МВД
На запрос Autonews.ru в управлении МВД России по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации объяснили процедуру наложения санкций на проблемные автомобили. Оказалось, что снятие с учета речи все же не идет.
В официальном ответе ведомства говорится, что в данном случае его представители руководствуются вступившим в силу с 1 января 2020 года законом (№ 283-ФЗ от 3 августа 2018 года). Уточняется, что перечень оснований для прекращения государственного учета транспортного средства определен статьей 18 этого закона. В соответствии с положениями этого документа, прекращение государственного учета ТС в связи с аннулированием электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) и (или) документа об оценке соответствия колесных ТС не предусмотрено.
Вместе с тем отсутствует ЭПТС со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении ТС (шасси ТС), на которое оформлен электронный паспорт, является основанием для отказа в совершении регистрационных действий.
В ведомстве пояснили, что в соответствии с пунктом 6 Порядка функционирования системы электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самосвалов и других видов техники, утвержденным решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года, статус «аннулированный» присваивается ЭПТС администратором на основании признания документа, подтверждающего соответствие ТС (шасси, машины) обязательным требованиям безопасности, не действующим, только при получении уведомления органа государственной власти государства-члена. Для России это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Иными словами, при аннулировании СБКТС и ЭПТС снять автомобиль с учета в ГАИ не станет. Но и полностью распоряжаться таким имуществом его владелец не сможет. К примеру, при продаже транспортного средства его не получится поставить на учет на нового владельца. По сути, эти автомобили обречены на «вечный учет».