Министерство финансов России не нашло средств для поддержки угольной отрасли
Федеральный бюджет не содержит средств, предназначенных для покрытия упущенных доходов на случай, если монополист обязуется предоставлять скидки угольным компаниям для поставок на экспорт. Об этом говорится в письме министра финансов президенту страны, переданном РБК с ссылкой на источник, знакомый с содержанием документа.
Позицию ведомства, сформулированную после утверждения антикризисной программы для угольной отрасли в начале мая, подтвердили и другие собеседники издания, связанные с угольщиками.
Необходимый объем субсидий в Минфине оценивают в 60 миллиардов рублей. Он складывается из снижения стоимости транспортировки угля в порты Юга и Северо-Запада, а также возвращения понижающих коэффициентов. Также у ведомства отсутствует источник финансирования выпадающих доходов бюджетов всех уровней из-за предоставления компаниям отрасли отсрочек по налогам в течение года с возможностью пролонгации при сохранении кризисных условий.
Силантов напомнил, что корректировка федерального бюджета, которую Минфин в 12 мая не предусматривал расходов на угледобывающие компании. Таким образом, если принять антикризисную программу в текущем виде, то потребуются новые поправки.
Для поддержки отрасли министр предложил применять адресную помощь, а деньги на эти цели брать из резервного фонда правительства в рамках работы профильной подкомиссии.
Источник издания подчеркнул, что помощь отдельным компаниям может привести к неравным условиям на рынке. Партнер Neft Research по консалтингу согласен с тем, что отрасль нуждается в системных и комплексных мерах поддержки, а не в латании дыр.
Кроме того, собеседники издания напоминают, что скидки нужно давать уже и на восточное направление. По состоянию на февраль, когда антикризисная программа разрабатывалась, оно еще было прибыльным, но теперь поставщики несортового угля получают и на нем.
Эксперты отмечают, что существенной мерой поддержки стало бы снижение курса рубля хотя бы до параметров, заложенных в бюджете, то есть 96,5 рубля за доллар, а также контроль со стороны правительства за ценами и нормой рентабельности портов, РЖД и собственников вагонов.