Компании МС-21 и SSJ 100 лишились права на экспорт техники
Разработчик и производитель самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) и МС-21, компания «Яковлев», не смогла получить права на экспорт своей техники и авиакомплектующих за границу без соответствующих согласований. Об этом сообщает источник, близкий к РБК.
Соответствующий проект был направлен ранее первому вице-премьеру и сенатору. Он предполагал, что «Яковлев» может попасть в закрытый список организаций, которые имеют право самостоятельно решать, что и куда экспортировать.
В компании пояснили, что ускорение процесса может помочь оптимизировать обслуживание отечественной гражданской техники за пределами страны. Речь идет о сокращении сроков ремонта компонентов иностранного производства в дружественных странах.
Эксперты отмечают, что текущие требования законодательства требуют, в частности, особого разрешения на экспорт двигателей турбореактивных и турбовинтовых, газовых турбин, передающей и приемной аппаратуры для гражданских судов. Запрет на отправку за границу без согласования распространяется, в том числе, на другие страны.
Предложение «Яковлева» рассматривали силовые ведомства и другие федеральные органы власти, однако, как утверждают собеседники издания, понимания оно не получило. Один из них пояснил, что производитель выпускает и военную технику, так что просто освободить его от согласований было бы рискованно.
Тем не менее, компании посоветовали обратиться с тем, чтобы сформулировать список конкретных деталей, которые они хотят ремонтировать, а затем повторить предложение.
Основатель сервиса обеспечения безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков указал, что российские авиакомпании давно уже отправляют за границу авиаэлементы для ремонта. Ввоз и вывоз ведется по серым схемам, так что эту практику просто хотят легализовать. В России значительную часть компонентов отремонтировать невозможно, поэтому альтернативы нет.
Ранее сообщалось, что правительство планирует производство двигателей для отечественных самолетов. Теперь в 2025-2026 годах предполагается выпустить 128 вместо 192 двигателей для SJ 100 (импортозамещенная версия SSJ 100), MC-21 и Ту-214. Поставки МС-21 в авиакомпании хотят начинать в 2025 году, а SJ 100 — в 2026-м, при этом двигатель ПД-8 для SJ 100 еще не сертифицирован, а самолет МС-21 в импортозамещенной комплектации пока не совершил ни одного полета.