Изменения цен на автомобили в России с 1 декабря 2023 года: мнения экспертов

Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM
С 1 декабря 2023 года в России принимаются новые правила для начисления утилизационного сбора на автомобили. Вопрос о возможном изменении цен на автомобили остается открытым — эксперты обсуждают, стоит ли ожидать единовременного скачка цен или есть возможность приобрести машину по более низкой стоимости, сообщает редакция Autonews.ru.
Перспективы продаж и цен в декабре
По словам генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, декабрь традиционно является непростым месяцем для автодилеров и дистрибьюторов в России.
Генеральный директор ГК «Автоспеццентр» Андрей Терьлюкевич предположил снижение объемов продаж в декабре.

Директор по развитию партнерской сети «Китайан» Артемий Тушков заявил, что цены на автомобили в декабре вероятно будут увеличиваться.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцэй подтверждает эту точку зрения.
По его словам, новые ставки утилизационного сбора неизбежно приведут к подорожанию автомобилей. Речь идет не только о новых машинах, но и о поддержанных, особенно с двигателями более 2,0 литров и мощностью свыше 160 л.с., — отметил эксперт.
«Цены на продукцию повысятся в декабре. Увеличение стоимости будет точным, но незначительным. В текущих условиях наблюдается достаточно активный спрос,при этом склады вымываются, создавая ситуацию дефицита. И на этом нарушенном торговом балансе автомобили будут прибавлять в цене», — прокомментировал ситуацию директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов.
Эксперт подчеркнул, что исключения вряд ли будут: если пять–шесть брендов поднимут цены, то и другие марки, даже если у них нет дефицита, пересматривают торговые условия, ценовую политику и уменьшают скидки.
Каким моделям утилизация ударит сильнее всего
По прогнозу Тушкова, наибольший рост стоимости будет наблюдаться в сегмента автомобилей с мощностью от 160 до 250 л.с. В первую очередь к таким относятся мощные внедорожники.
По его мнению, следует опасаться тем, кто желает приобрести модели Hyundai Tucson и Kia Sportage — после 1 декабря «утилизация» по ним подскочит до 750 тыс. руб., на Chery Tiggo 8 Pro Max — до 842 тыс., на Hyundai Palisade — до 2,1–2,3 млн руб., а для BMW X5 — до 2,87 млн руб.
Хайцэй добавил, что машины, которые придут после 1 января 2026 года, будут с учетом дополнительного утилизационного сбора.
По мнению директора розничных продаж АГ «Авилон» Ильи Петрова, официально ввозимые автомобили с 1 декабря резко не подорожают, однако машины, поступающие в Россию по схеме параллельного импорта, с мощностью выше 160 л.с., действительно станут дороже.
Покупать сейчас или ждать
Решение о пересмотре «утилизации» с декабря уже привело к резкому росту продаж автомобилей: многие россияне решили не откладывать покупку с учетом прогнозируемого роста цен. Однако всплеск продаж будет кратковременным, считают эксперты.
Собеседник добавил, что ноябрь уже начал снижаться, активность клиентов начала уменьшаться. В модельных рядах дистрибьюторов появились «бреши»: часть моделей заканчивается, нет ряда комплектаций и цветов. По прогнозам специалиста, объем продаж в ноябре будет чуть ниже, чем в октябре.
Подтвердил это и Хайцэй. По его мнению, в конце 2025 года россияне уже вряд ли станут надеяться на падение цен и «вкусные» предложения от дилеров.
Коммерческий директор ГК «Интерлизинг» Андрей Осипов заявил, что специальные условия на покупку автомобилей прошлых лет выпуска постепенно исчезают в дилерских центрах, затрагивая практически каждый сегмент.
Осипов напомнил, что в декабре текущего года возрастают риски повышения затрат на импорт новых автомобилей вследствие увеличения утилизационного сбора, сохранения высоких процентных ставок Центробанка и дефицита свежих моделей из-за заторов на пограничных пунктах.
Тем, кто планирует покупку автомобиля мощнее 160 л.с., Тушков рекомендует завершить ее сейчас.
А вот тем, кто планирует избавиться от уже имеющегося мощного автомобиля, по мнению специалиста, наоборот, стоит подождать.
«На вторичном рынке в следующем году эти машины подорожают, потому что станут «законсервированными активом» на фоне дефицита новых аналогов. В следующем году вы продадите свою машину дороже, а купить сможете из тех самых «прошлогодних» остатков по относительно старым ценам. Так вы сократите разницу в доплате до минимума», — пояснил Тушков.
Что будет с рынком в начале 2026-го
Следующий, 2026 год, по мнению собеседников Autonews.ru, для авторынка окажется трудным.
Вместе с тем специалист считает, что в I квартале 2026 года случится прирост к аналогичному периоду 2025 года на 20–25%. Этому поспособствует нарастающая складская остатков, низкий курс валюты, снижение ключевой ставки и ставок банков по кредитам.
Хайцэй напомнил, что по машинам, которые придут после 1 января 2026 года, компенсация по повысившемуся утилизационному сбору в цене будет учтена сразу. Они существенно подорожают, что скажется на спросе.
Тушков также напомнил о двукратном росте утилизационного сбора (с нового года он будет дополнительно проиндиксирован).
Ранее Autonews.ru перечислили девять автоновинок, которые попадут под льготный утилизационный сбор в России.

