Исследование показало о феномене «бедных в кавычках» в России
Одной из проблем в понимании источников формирования и параметров платежеспособного спроса в экономике России является то, что феномен «бедных в кавычках» распространен в стране гораздо сильнее, чем на Западе, и это подчеркивает научный руководитель РБК.
Кузьмина уточнила, что властям иногда приходится выстраивать политику «вслепую» из-за невозможности спрогнозировать изменения спроса высокодоходных домохозяйств, считающихся двигателем экономики.
Влияние «помощи родственников» в ситуации с «мало зарабатывающими детьми богатых родителей» специалист назвала одним из направлений недоучета высокодоходных групп населения. По словам экономиста, такие россияне по расходам относятся к 10 процентам наиболее обеспеченных граждан, но учитываются как бедные.
К двум другим направлениям, донастраивающим Кузьминова, относится скрытое потребление корпораций, когда на «командировочные расходы» в рамках компаний могут тратиться миллионы, которые в статистике чаще относятся к производственным расходам, а также натуральное хозяйство, «имеющее свойство в какой-то момент менять форму и выходить на рынок».
Ранее главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец назвала снижение преобладавших в течение нескольких лет тенденций экономического потребления одним из факторов наличия перегрева российской экономики. «Вы уже перестаете денежку считать и думаете: «Пока деньги есть, буду тратить!»» — отметила эксперт изменения, связанные в том числе с всплеском инфляции.