Импорт легковых автомобилей из Китая снизился на 60%. Изменения цен на авто в мае
Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM
Согласно данным, предоставленным аналитическим агентством «Автостат», с 21 по 27 апреля 2023 года в России наблюдается рост продаж новых автомобилей на 6,5% по сравнению с предыдущей неделей, достигнув 26 836 реализованных единиц. Однако этот показатель не стал рекордным в текущем году: рекорд по продажам составляет 27 805 новых автомобилей, зафиксированный в 14-й неделе с 31 марта по 6 апреля.
В марте 2023 года количество продаж новых легковых автомобилей упало на 45,5% по сравнению с мартом 2024 года. В первом квартале 2025 года, по информации Минпромторга, российский авторынок сократился на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основные причины снижения — это дорогие кредиты, валютные колебания, а также снижение покупательской способности населения и ожидания обострения кризиса на фоне затоваривания дилерских складов.
Эффект отложенного спроса
По мнению экспертов Autonews.ru, в мае 2025 года на российском авторынке вряд ли произойдет каких-либо значительных событий. Продажи останутся на текущем уровне, значительно уступая показателям предыдущего года.
«В своих прогнозах и маркетинговых стратегиях автодилеры видят развитие событий очень сходными: второй квартал будет без роста, продажи во втором полугодии должны подрастать ввиду накопленного отложенного спроса и оптимистичных прогнозов на снижение ключевой ставки», — подчеркнул заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авалон» Ренат Тюккеев.
По прогнозам на май 2023 года — 80–85 тысяч автомобилей. Скорее всего, ежемесячные продажи второго полугодия будут на уровне апреля, но ввиду длинных праздников общий результат окажется ниже предыдущего месяца», — прокомментировал ситуацию генеральный директор ГК «Автоспеццентр» Андрей Терлюкевич.
Согласен с этим мнением и президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «В мае спрос будет ограничен длинными праздниками: люди будут заниматься не выбором машины и поездками по дилерским центрам, а уничтожать шашлыки».
Руководитель направления по работе с представителями легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша спрогнозировала по итогам мая прирост продаж относительно марта примерно на 10%, отметив, что они будут зависеть от итоговых показателей апреля: «Если уровень реализации в текущем месяце будет низким, в мае может сработать эффект низкой базы, а также фактор начала сезона отпусков».
Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов ожидает, что по итогам апреля будет продано около 95 тыс. автомобилей, что позволит ему стать пока что лучшим месяцем в году: «Это крайне маленькая цифра для российского рынка, лучше, чем было раньше». А в мае, по мнению специалиста, стоит ждать реализации новых машин на уровне 85 тыс. единиц в связи с большим числом праздников и традиционно низкой активностью покупателей.
Подорожание через скидки
Большинство экспертов сошлись во мнении, что май станет для покупателей автомобилей относительно спокойным.
«Предпосылок для резкого колебания цен в ту или иную сторону нет. По итогам низких продаж февраля и марта производители снизили цены, каждый в пределах возможных лимитов. Цены с начала года упали в среднем на 6%, за весь прошлый год они росли на те же 6%», — отметил Тюккеев.
По мнению Терлюкеевича, май в части ценообразования повторит апрель: «Актуальный курс рубля позволяет дистрибьюторам удерживать цены на текущем уровне, тем самым сохраняя привлекательное предложение для клиентов».
В пресс-службе Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подчеркнули, что затоваривание складов и падение продаж продолжат сказываться на стоимости автомобилей: «Сейчас покупателям предлагаются различные акционные программы и скидки от дилеров и производителей, но существенными негативными факторами являются высокая ключевая ставка и дорогие кредиты». В ассоциации отметили, что рост цен на «параллельные» машины сохраняется из-за заграничных барьеров, а сам этот сегмент будет стремиться к минимуму.
Иванов подчеркнул, что многие программы по привлечению покупателей продолжают действовать и в мае: «Точно будут бренды, по которым точечно сократят меры поддержки в виде скидок, но останутся и те марки, по которым дисконты сохранятся на уровне апреля». По его словам, после праздников будут оцениваться скорость контрактования и трафик, на основе чего примутся решения о дополнительных мерах или их сокращении. Что до «параллельных» машин, цены на них пока существенно меняться не будут, поскольку запаса хватает еще на 2–3 месяца, как минимум до июля.
Байбароша, напротив, спрогнозировала в мае увеличение цен на 20–25%. Но этот рост коснется преимущественно «параллельных» машин премиальных марок. По ее мнению, драйвером в случае ее введения послужит новая формула расчета утилитационного сбора, которая будет учитывать не только базовый коэффициент, но и разницу между размерами отечественных и зарубежных таможенных пошлин.
Факторы влияния на рынок и цены в мае
Специалисты подчеркнули, что факторы, влияющие на продажи новых машин и их стоимость, пока существенно не изменились. Ключевыми среди них — размер ключевой ставки и объем накопленных автомобилей на складах.
«Основные факторы — это размер ключевой ставки и объем машин на складах. Производители из Китая снизили более чем на 60% объем импорта легковых машин за I квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, все научились считать деньги. По этой причине конкуренция во II квартале будет давить значительно меньше, следовательно, цены не должны дальше падать», — отметил Тюккеев.
Байбароша пояснила, что появился дополнительный фактор — информация о возможном возврате крупных южнокорейских автоконцернов на отечественный авторынок: «Сообщения о регистрации в России свежих моделей, таких как Kia K4 и Hyundai Ioniq 9, могут привести к отсрочке оформления сделок на новые автомобили несмотря на то, что в текущем году подобное возвращение невозможно технически».
В РОАД не ожидают изменения ситуации без введения каких-либо легких условий для автомобилестроителей; с высокой ключевой ставкой рост рынка маловероятен.
Шапарин также указал на затоваривание складов и высокую ключевую ставку, при которой выгоднее «морозить» деньги на депозитах и получать доход, чем покупать автомобиль. «Кредитное плечо не играет в полную мощность», — пояснил эксперт.
«Мы видим затоваривание, видим, что нынешние скидки не позволяют решить эту проблему, потому что объем на рынке сохраняется, а предложение избыточно. Если не исправить ситуацию со спросом, не добиться снижения ставки, то мы навряд ли увидим улучшение ситуации не только в мае, но и за летние месяцы», — добавил он.