Close Menu
Biznews24
    В центре внимания:

    В США обсуждают потенциальные финансы от ужесточения антироссийских санкций

    08.06.2025

    Минобороны подало иск на сумму почти 38 миллионов рублей к «Машиностроителю»

    08.06.2025

    В сосисках марки «Коровино» обнаружили сальмонеллу

    07.06.2025
    X (Twitter) YouTube Telegram VKontakte
    X (Twitter) YouTube Telegram VKontakte
    Biznews24
    Подпишитесь
    • Главная
    • Новостные рубрики
      • Рынки и Тренды
      • Рынки
      • Государственная экономика
      • Недвижимость
      • Бизнес
      • Экономика
      • Социальное
      • Деньги
      • Компании
      • Наука
      • Деловой климат
      • Климат и экология
      • Предприниматели
      • Промышленность
      • Технологии
      • Финансы
      • Энергетика
    • Лента новостей
    • Контакты
    Biznews24
    Главная » Blog » ФТСС усиливает контроль за импортом автомобилей через границу
    Государственная экономика

    ФТСС усиливает контроль за импортом автомобилей через границу

    Biznews24By Biznews2428.02.2025Комментариев нет8 Mins Read
    Facebook Twitter LinkedIn Telegram Pinterest Tumblr Reddit WhatsApp Email
    ФТСС усиливает контроль за импортом автомобилей через границу
    Share
    Facebook Twitter LinkedIn Pinterest Email

    ФТСС усиливает контроль за импортом автомобилей через границу

    Фото: Mariana Serdynska / Shutterstock / FOTODOM

    Фото: Mariana Serdynska / Shutterstock / FOTODOM

    В результате проверки ряд лиц, уже получивших акты о необходимости уплаты утилизационного сбора, стали авторами многочисленных жалоб. Они ввезли в последние годы автомобили, которые зарегистрированы как личные, но по факту на них неправильно был рассчитан утилизационный сбор. Ведомство выявило нарушения и установило факты неправомерного использования утилизационного сбора на уровне владельцев автомобилей.

    В некоторых случаях речь идет о миллионах рублей. Например, с одного из россиян потребовали доплатить 42 миллиона рублей за импорт 94 автомобилей.

    Лица, получившие акты, считают, что до 1 августа 2023 года в нормативно-правовой базе отсутствовали требования к количеству ввезенных транспортных средств, и пытаются оспорить требования ФТСС в судах. Однако, по мнению юристов Ассоциации параллельного импорта, в данном случае неуместно говорить об обратной силе закона или о сроках давности: речь о пользовании льготами не предназначены для коммерческих случаев ввоза.

    Что произошло

    В редакцию Autonews.ru обратились граждане, ранее ввозившие в Россию через страны Таможенного Союза транспортные средства. При таможенном оформлении эти машины проводились как автомобили для личного пользования: они таможились на физических лиц с уплатой утилизационного сбора в размере 5200 рублей за каждый автомобиль по установленному для этого случая порядку расчета. Впоследствии такие лица стали получать от таможни уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени по утилизационному сбору.

    Проблема коснулась тех, кто приобретал и ввозил автомобили в период с 2020 по 2023 год.

    Сами по себе донесения «утилья» — не новость, о таких случаях было известно давно. Ранее Autonews обращался в таможенную службу и получил следующий ответ: «По результатам проведенной в 2024 году проверочных мероприятий в отношении физических лиц, осуществивших неоднократный ввод в РФ транспортных средств (87 группа ТН ВЭД ЕАЭС) в коммерческих целях, сумма донесенного утилизационного сбора составила 535,9 млн рублей.»

    В нашем распоряжении оказались копии уведомлений, рассылаемых ФТСС. Такие случаи зафиксированы, в частности, в Воронежской, Тамбовской и Липецкой областях. Рассылаются такие уведомления и жителям других регионов, к примеру, Брянской области. Многие получатели «писем счастья» выразили недовольство действиями таможенников и обратились в суд, мотивируя это тем, что до 1 августа 2023 года законодательно норм, ограничивающих число ввозимых для личных нужд автомобилей не было.

    Почему донесли «утили»

    По словам одного из получателей «письма счастья» по имени Олег, процедура началась еще в 2022 году, до изменения таможенного законодательства с 1 августа 2023 года.

    «Мы не были предупреждены, с нами никто не говорил. Обращались на один и тот же пост, привозя машины из Беларуси и других стран Таможенного Союза. Оплачивали все, что по законодательству положено, и получали соответствующие документы. Потом начались проверки. Мотивировалось всем тем, что транспортные средства ввозились с нарушением закона — якобы не для личного пользования, а для перепродажи. Но мы подавали документы, являясь физическими лицами», — пояснил собеседник Autonews.

    Таможенный орган со своей стороны объясняет требования о необходимости доплаты «утили», тем, что ввезенные машины не ставились на учет либо продавались. Под подозрением оказались все, кто ввёз по несколько машин, к примеру, 3, 5,10 коротких временных промежутков. Таможня считает, что непостановка автомобилей на учет или перепродажа доказывает факт ввоза машин не для личного пользования.

    «У меня в 2020-м году одна машина была, в 2021-м — две, и в 2022-м — три. По первой даже сроки исковой давности истекли все, ее все равно приписали. Судов все принимают. Автомобили покупались в Беларуси, Армении — едином Таможенном Союзе. Никакую границу не пересекал. Ограничений до 1 августа 2023 года не существовало», — рассказал гражданин по имени Владимир, также получивший «письмо счастья».

    По словам россиян, которых обязали доплатить утилизационный сбор и погасить пени, все попытки отстоять права в судах пока закончились ничем — Фемида становится на сторону ФТСС. Однако как минимум одно из дел уже зарегистрировано в Верховном суде и ждет рассмотрения.

    Фото: Autonews

    Фото: Autonews
    Фото: Autonews
    Фото: Autonews

    Чем обоснованы требования ФТСС

    Требование доплатить утилизационный сбор коснулось тех, кто ввез автомобили в Россию и платил утилизационный сбор по льготным ставкам — до вступления в силу 1 августа 2023 года новых правил расчета.

    Вместе с тем, в 2019 году ВС рассматривал интересующую нас ситуацию и постановил, что «систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов или для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования» (п. 38 постановления пленума Верховного суда № 49 от 26 ноября 2019 года). На данное решение ориентируются таможенники, выдвигая требования к гражданам о доплате утилизационного сбора.

    Директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов в беседе с Autonews пояснил, что юристы ассоциации изучили требования ФТСС и пришли к выводу, что дело не в сроках давности и не в обратной силе закона: «Таможня ссылается на неправомерность применения льготы, поскольку под видом ввоза для личных нужд ввозились автомобили в целях перепродажи. Это вопрос доказательства и все. То, что таможня озабочилась только сейчас, очевидно — денег нет». «Дело только в форме недостоверного декларирования, речь о пользовании льготами, не предназначенными для коммерческих случаев ввоза», — добавил он.

    Хочу — сожгу, хочу — подарю

    Лица, ввозившие автомобили в Россию и оформившие их как транспортные средства для личных нужд, с такой позицией не согласны. По их мнению, факт непостановки машин на учет после ввоза не является доказательством коммерческой деятельности.

    «Есть четыре машины у человека за три года, есть пять, есть три, есть 10. Таможенники их объединяют и подают на взыскание недоплаченных коммерческих утилизационных сборов, — конкретизировал Олег. — Транспортное средство является личной собственностью человека. Я могу сделать с ним все, что захочу: утопить, продать, подарить. А они вмешиваются, что не поставил на себя на учет. В законодательстве нет нормы, что я обязан это сделать».

    Мнения экспертов

    Разобраться в ситуации редакции Autonews помог эксперт по подбору автомобилей с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов.

    По словам Чернова, случаев, когда таможне удалось победить в суде, немало.

    «Глобально важно понимать, что в какой-то момент произошел обман государства. Причем в очень крупном размере. Какой-то человек должен был заплатить пошлину, допустим, 30 тыс. евро, а он заплатил 5. Государство, во-первых, недополучило значительную сумму, во-вторых, произошло преступление», — считает эксперт.

    «Наверное, по-справедливости, таможня имеет право взымать недоплаченное. В чем нюанс? Когда человек завозит автомобиль, он прекрасно понимает, за сколько он его купил и сколько должен отдать таможне. Соответственно дальше он начинает действовать, пытаясь эти платежи снизить. Он прекрасно понимает, что он идет на некую сделку с правосудием и с совестью», — конкретизировал Чернов, добавив, что еще в 2002 году было известно, что ввозить больше двух машин на себя нельзя, поскольку это уже «коммерческая партия и на нее другие начисления таможенных сборов».

    Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин придерживается другого мнения. В беседе с Autonews эксперт назвал требования ФТСС по доплате «утилья» необоснованными. Он подтвердил, что такие требования со стороны таможни действительно есть. Проблема заключается в том, что донесли в соответствии с нормами, вступившими в силу с 1 августа 2023 года, хотя речь о машинах, ввезенных ранее.

    «У таможни серьезный недобор, и они пытаются изобрести, где взять деньги. Эта ситуация имела место некоторое время назад, до изменения законодательства. Сейчас что-либо предъявить конкретному пользователю нельзя. Закон не имеет обратной силы» — заключил Шапарин.

    В нынешней конфигурации законодательства больше двух машин в год на одного «физика» ввезти невозможно, но так система работает с августа 2023 года. «До этого не было написано, сколько машин можно ввозить для личного пользования», — напомнил специалист.

    Тем временем таможня продолжает предъявлять требования по различиям коммерческого и льготного «утили».

    Какие машины в зоне риска

    Антон Шапарин также пояснил, какие машины с точки зрения донесения «утили» находятся в зоне риска.

    По словам эксперта, параллельным импортом можно считать только автомобили, ввезенные через ФГУП НАМИ — через заключение об оценке единого транспортного средства ЗОЭТ. К таким машинам претензий нет и быть не может: они прошли растаможку в России, по ним заплачены «утили» и НДС.

    Иное дело — «серый» ввоз, который существовал и существует в странах Средней Азии, входящих в таможенный союз: Казахстан, Кыргызстан, Армения. Но в этом случае речь о машинах, ввезенных до 1 августа 2023 года. К примеру, растаможка в Киргизии велась в виде процента от стоимости транспортного средства, поэтому последняя занижалась. Но схема была распространена лишь до тех пор, пока не закрыли «дыры» в законодательстве.

    «Сейчас, если вы повезете из стран Таможенного Союза машину, «утиль» вы сможете списать в России, только если вы получите ТПО в России или если ваш автомобиль есть в списке Минпромторга с определенной ценой в этом списке. Если цена не соответствует, к «утили» добавляется некая сумма. Если в списке машины нет, то вы ввезти эту машину в целом и списать утилизация не можете», — заключил эксперт.

    Редакция Autonews направила в ФТСС новый запрос с просьбой пояснить, на какие законодательные нормы ориентируется ведомство при пересчете утилизационного сбора на автомобили, ввезенные в Россию до 1 августа 2023 года и растаможенные на физических лиц.

    Share. Facebook Twitter Pinterest LinkedIn Tumblr Telegram Email
    Previous ArticleАкции Nvidia демонстрируют стабилизацию на рынке
    Next Article Как правильно выбрать выгодный банковский вклад?
    Biznews24
    • Website

    Related Posts

    В США обсуждают потенциальные финансы от ужесточения антироссийских санкций

    08.06.2025

    Минобороны подало иск на сумму почти 38 миллионов рублей к «Машиностроителю»

    08.06.2025

    Украинцам рассказали о росте средних зарплат за год

    07.06.2025
    Add A Comment

    Comments are closed.

    Последние новости:

    В США обсуждают потенциальные финансы от ужесточения антироссийских санкций

    08.06.2025

    Минобороны подало иск на сумму почти 38 миллионов рублей к «Машиностроителю»

    08.06.2025

    В сосисках марки «Коровино» обнаружили сальмонеллу

    07.06.2025

    Обнаружено возможное отсутствие упаковок для 10 яиц в российских магазинах

    07.06.2025

    Подписаться на обновления

    Следите за последними новостями в мире финансов и экономики вместе с нами!

    Advertisement
    ADS

    Свежие новости бизнеса, эксклюзивные интервью и экспертные мнения на BizNews24. Ваш надежный источник информации о бизнесе.

    Присоединяйтесь к нам:

    X (Twitter) YouTube Telegram VKontakte
    © 2024 - 2025 Biznews24.ru -ваш пульс бизнеса: актуальные новости и аналитика.

    Type above and press Enter to search. Press Esc to cancel.