ФТСС усиливает контроль за импортом автомобилей через границу
Фото: Mariana Serdynska / Shutterstock / FOTODOM
В результате проверки ряд лиц, уже получивших акты о необходимости уплаты утилизационного сбора, стали авторами многочисленных жалоб. Они ввезли в последние годы автомобили, которые зарегистрированы как личные, но по факту на них неправильно был рассчитан утилизационный сбор. Ведомство выявило нарушения и установило факты неправомерного использования утилизационного сбора на уровне владельцев автомобилей.
В некоторых случаях речь идет о миллионах рублей. Например, с одного из россиян потребовали доплатить 42 миллиона рублей за импорт 94 автомобилей.
Лица, получившие акты, считают, что до 1 августа 2023 года в нормативно-правовой базе отсутствовали требования к количеству ввезенных транспортных средств, и пытаются оспорить требования ФТСС в судах. Однако, по мнению юристов Ассоциации параллельного импорта, в данном случае неуместно говорить об обратной силе закона или о сроках давности: речь о пользовании льготами не предназначены для коммерческих случаев ввоза.
Что произошло
В редакцию Autonews.ru обратились граждане, ранее ввозившие в Россию через страны Таможенного Союза транспортные средства. При таможенном оформлении эти машины проводились как автомобили для личного пользования: они таможились на физических лиц с уплатой утилизационного сбора в размере 5200 рублей за каждый автомобиль по установленному для этого случая порядку расчета. Впоследствии такие лица стали получать от таможни уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени по утилизационному сбору.
Проблема коснулась тех, кто приобретал и ввозил автомобили в период с 2020 по 2023 год.
Сами по себе донесения «утилья» — не новость, о таких случаях было известно давно. Ранее Autonews обращался в таможенную службу и получил следующий ответ: «По результатам проведенной в 2024 году проверочных мероприятий в отношении физических лиц, осуществивших неоднократный ввод в РФ транспортных средств (87 группа ТН ВЭД ЕАЭС) в коммерческих целях, сумма донесенного утилизационного сбора составила 535,9 млн рублей.»
В нашем распоряжении оказались копии уведомлений, рассылаемых ФТСС. Такие случаи зафиксированы, в частности, в Воронежской, Тамбовской и Липецкой областях. Рассылаются такие уведомления и жителям других регионов, к примеру, Брянской области. Многие получатели «писем счастья» выразили недовольство действиями таможенников и обратились в суд, мотивируя это тем, что до 1 августа 2023 года законодательно норм, ограничивающих число ввозимых для личных нужд автомобилей не было.
Почему донесли «утили»
По словам одного из получателей «письма счастья» по имени Олег, процедура началась еще в 2022 году, до изменения таможенного законодательства с 1 августа 2023 года.
«Мы не были предупреждены, с нами никто не говорил. Обращались на один и тот же пост, привозя машины из Беларуси и других стран Таможенного Союза. Оплачивали все, что по законодательству положено, и получали соответствующие документы. Потом начались проверки. Мотивировалось всем тем, что транспортные средства ввозились с нарушением закона — якобы не для личного пользования, а для перепродажи. Но мы подавали документы, являясь физическими лицами», — пояснил собеседник Autonews.
Таможенный орган со своей стороны объясняет требования о необходимости доплаты «утили», тем, что ввезенные машины не ставились на учет либо продавались. Под подозрением оказались все, кто ввёз по несколько машин, к примеру, 3, 5,10 коротких временных промежутков. Таможня считает, что непостановка автомобилей на учет или перепродажа доказывает факт ввоза машин не для личного пользования.
«У меня в 2020-м году одна машина была, в 2021-м — две, и в 2022-м — три. По первой даже сроки исковой давности истекли все, ее все равно приписали. Судов все принимают. Автомобили покупались в Беларуси, Армении — едином Таможенном Союзе. Никакую границу не пересекал. Ограничений до 1 августа 2023 года не существовало», — рассказал гражданин по имени Владимир, также получивший «письмо счастья».
По словам россиян, которых обязали доплатить утилизационный сбор и погасить пени, все попытки отстоять права в судах пока закончились ничем — Фемида становится на сторону ФТСС. Однако как минимум одно из дел уже зарегистрировано в Верховном суде и ждет рассмотрения.
Фото: Autonews
Фото: Autonews
Чем обоснованы требования ФТСС
Требование доплатить утилизационный сбор коснулось тех, кто ввез автомобили в Россию и платил утилизационный сбор по льготным ставкам — до вступления в силу 1 августа 2023 года новых правил расчета.
Вместе с тем, в 2019 году ВС рассматривал интересующую нас ситуацию и постановил, что «систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов или для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования» (п. 38 постановления пленума Верховного суда № 49 от 26 ноября 2019 года). На данное решение ориентируются таможенники, выдвигая требования к гражданам о доплате утилизационного сбора.
Директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов в беседе с Autonews пояснил, что юристы ассоциации изучили требования ФТСС и пришли к выводу, что дело не в сроках давности и не в обратной силе закона: «Таможня ссылается на неправомерность применения льготы, поскольку под видом ввоза для личных нужд ввозились автомобили в целях перепродажи. Это вопрос доказательства и все. То, что таможня озабочилась только сейчас, очевидно — денег нет». «Дело только в форме недостоверного декларирования, речь о пользовании льготами, не предназначенными для коммерческих случаев ввоза», — добавил он.
Хочу — сожгу, хочу — подарю
Лица, ввозившие автомобили в Россию и оформившие их как транспортные средства для личных нужд, с такой позицией не согласны. По их мнению, факт непостановки машин на учет после ввоза не является доказательством коммерческой деятельности.
«Есть четыре машины у человека за три года, есть пять, есть три, есть 10. Таможенники их объединяют и подают на взыскание недоплаченных коммерческих утилизационных сборов, — конкретизировал Олег. — Транспортное средство является личной собственностью человека. Я могу сделать с ним все, что захочу: утопить, продать, подарить. А они вмешиваются, что не поставил на себя на учет. В законодательстве нет нормы, что я обязан это сделать».
Мнения экспертов
Разобраться в ситуации редакции Autonews помог эксперт по подбору автомобилей с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов.
По словам Чернова, случаев, когда таможне удалось победить в суде, немало.
«Глобально важно понимать, что в какой-то момент произошел обман государства. Причем в очень крупном размере. Какой-то человек должен был заплатить пошлину, допустим, 30 тыс. евро, а он заплатил 5. Государство, во-первых, недополучило значительную сумму, во-вторых, произошло преступление», — считает эксперт.
«Наверное, по-справедливости, таможня имеет право взымать недоплаченное. В чем нюанс? Когда человек завозит автомобиль, он прекрасно понимает, за сколько он его купил и сколько должен отдать таможне. Соответственно дальше он начинает действовать, пытаясь эти платежи снизить. Он прекрасно понимает, что он идет на некую сделку с правосудием и с совестью», — конкретизировал Чернов, добавив, что еще в 2002 году было известно, что ввозить больше двух машин на себя нельзя, поскольку это уже «коммерческая партия и на нее другие начисления таможенных сборов».
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин придерживается другого мнения. В беседе с Autonews эксперт назвал требования ФТСС по доплате «утилья» необоснованными. Он подтвердил, что такие требования со стороны таможни действительно есть. Проблема заключается в том, что донесли в соответствии с нормами, вступившими в силу с 1 августа 2023 года, хотя речь о машинах, ввезенных ранее.
«У таможни серьезный недобор, и они пытаются изобрести, где взять деньги. Эта ситуация имела место некоторое время назад, до изменения законодательства. Сейчас что-либо предъявить конкретному пользователю нельзя. Закон не имеет обратной силы» — заключил Шапарин.
В нынешней конфигурации законодательства больше двух машин в год на одного «физика» ввезти невозможно, но так система работает с августа 2023 года. «До этого не было написано, сколько машин можно ввозить для личного пользования», — напомнил специалист.
Тем временем таможня продолжает предъявлять требования по различиям коммерческого и льготного «утили».
Какие машины в зоне риска
Антон Шапарин также пояснил, какие машины с точки зрения донесения «утили» находятся в зоне риска.
По словам эксперта, параллельным импортом можно считать только автомобили, ввезенные через ФГУП НАМИ — через заключение об оценке единого транспортного средства ЗОЭТ. К таким машинам претензий нет и быть не может: они прошли растаможку в России, по ним заплачены «утили» и НДС.
Иное дело — «серый» ввоз, который существовал и существует в странах Средней Азии, входящих в таможенный союз: Казахстан, Кыргызстан, Армения. Но в этом случае речь о машинах, ввезенных до 1 августа 2023 года. К примеру, растаможка в Киргизии велась в виде процента от стоимости транспортного средства, поэтому последняя занижалась. Но схема была распространена лишь до тех пор, пока не закрыли «дыры» в законодательстве.
«Сейчас, если вы повезете из стран Таможенного Союза машину, «утиль» вы сможете списать в России, только если вы получите ТПО в России или если ваш автомобиль есть в списке Минпромторга с определенной ценой в этом списке. Если цена не соответствует, к «утили» добавляется некая сумма. Если в списке машины нет, то вы ввезти эту машину в целом и списать утилизация не можете», — заключил эксперт.
Редакция Autonews направила в ФТСС новый запрос с просьбой пояснить, на какие законодательные нормы ориентируется ведомство при пересчете утилизационного сбора на автомобили, ввезенные в Россию до 1 августа 2023 года и растаможенные на физических лиц.