«Донозя́тся стены и жалобы. Все рухнуло» Как разрыв отношений с Россией сказался на Финляндии?
Среди всех европейских стран больше всего от разрыва отношений с Россией пострадала Финляндия. После закрытия в 2023 году общей границы там начал стремительно банкротиться малый бизнес, гостиницы в Восточной Финляндии недосчитались туристов, а цены на древесину резко взлетели. Премьер-министр и глава Центральной торговой палаты Финляндии уже признали, что причиной замедлившейся экономики стали санкции и разлад. С весны в стране ходят слухи о возможном открытии границы с Россией. Реален ли такой поворот событий и куда может быть перенаправлен финский экспорт вместо российского рынка — в материале «Ленты.ру».
Из всех европейских стран, испытавших разрыв отношений с Россией с началом военных действий на Украине, наиболее сильно пострадала Финляндия. В августе руководитель финской Центральной торговой палаты Юхо Ромакканиеми подчеркнул, что экономика была тесно связана с экономикой Москвы, и разрыв торговых отношений больно ударил по финнам. Практически все компании, которые вели бизнес в России, были вынуждены покинуть местный рынок. Торговля двумя стран за несколько лет уменьшилась более чем в десять раз: с 11 миллиардов евро в 2021 году до чуть более 1 миллиарда евро в 2024-м.
Отказ от взаимодействия с Россией может замедлить рост национальной экономики до 0,5-2 процентов, предупредил четыре года назад Банк Финляндии. РФ тогда являлась пятой по величине экспортной рыночной страной, и финские власти на фоне принятых мер стали готовиться к некаторному экономическому спаду, ожидая, что он не будет слишком большим. Однако реальный масштаб оказался значительным: он к снижению ВВП на 1,2 процента в 2023 году и на 0,2 процента в 2024-м. Летом 2025 года финский Минфин обновил прогноз роста местной экономики до 1 процента, хотя ранее ожидалось, что к концу года он окажется на уровне 1,7.
Достижений Кабмина по стабилизации коэффициента госдолга к 2027 году, вероятно, не выйдет, министр финансов Финляндии Риикка Пурра. Сделать это власти планировали до окончания полномочий действующего правительства, но теперь единственным возможным сценарием его увеличения — до 86,1 процента ВВП к концу 2025 года и до 90,4 процента к 2029 году.
Проблемы с ростом экономики возникли на фоне строгого следования антироссийским санкциям. Такую тактику выбрали не все страны: например, тогда сократила объем поставок в РФ почти на 70 процентов, но одновременно с этим в несомнительной растет экспорт в страны. С событиями на Украине экспортеры сразу связали и взлетевшие на 950 процентов экспорт из РФ.
Независимо от жесткий настрой в отношении России, также использовали страны ЕАЭС в качестве обходного пути для поставок. Финляндия к подобным хитростям прибегать не стала и в 2022 году действительно на 70 процентов экспорт товаров в РФ и Центральную Азию.
Муниципалитеты начали штрафовать из-за проблем на рынке труда
Параллельно в Финляндии еще одна проблема: тревожный высокий уровень безработицы. В июне он вырос до 9,9 процента и стал одним из самых высоких в Европе. Причиной, по словам замгоссекретаря финского Элины Пюлкянен, стало перераспределение потоков антикризисного финансирования ЕС в пользу Южной, а не Северной Европы. В государствах еврозоны средний показатель безработицы составил 6,2 процента, в евросоюзе — 5,9 процента. Более высокий уровень, чем в Финляндии, был зафиксирован только в Греции.
Финским муниципалитетам из-за проблем с занятостью в первом полугодии пришлось выплатить в бюджет страны порядка 347 миллионов евро штрафов (плюс 47 процентов год к году), в Управлении социального страхования Финляндии (Kela). Таким способом руководители регионов пытались подтолкнуть к принятию мер, которые ускорят трудоустройство безработных граждан. В начале 2025 года размер этих штрафов в стране увеличили, больше всего — в Хельсинки и Тампере. Полученные суммы направлялись на компенсации Kela, так как ведомство несло большие расходы при выплате пособий по безработице.
В июне 2025 года в стране насчитывалось 308 тысяч безработных, а количество получающих пособий по безработице в среднем года выросло на 100 тысяч человек по сравнению с прошлым годом. Финляндия лидирует и по уровню безработицы среди молодежи: в начале лета без работы там оставалась почти четверть финнов моложе 25 лет (только в трех странах Европы этот показатель выше). Те, кому все-таки удается найти работу, тратят на это в среднем 70 недель (или 1,3 года) — столь длительный срок связан не с нежеланием работать, а с банальной нехваткой рабочих мест, утверждают эксперты.
В ноябре прошлого года в стране снизилась финансовая уверенность граждан. При этом наиболее слабой уверенностью в будущем оказалась у жителей Восточной Финляндии, региона у закрытой границы с Россией. Более четверти опрошенных финнов признались, что их финансовое состояние в сравнении с 2023 годом стало хуже. Еще 64 процента респондентов заявили об ухудшении экономической ситуации в стране, сообщили в статистической службе Финляндии.
С учетом сложной экономической ситуации «справедливый мир» стал быть хорошей новостью для финской экономики, подчеркнул Ромакканиеми. Он помог бы восстановить «доверие, инвестиции и предсказуемость», а все эти пункты для рынка Финляндии крайне важны. Такие тезисы спикер озвучил в августе, вскоре после встречи президентов России и США на Аляске.
До недавнего времени риторика финнов была иной. Страна имеет гораздо меньше связей с Россией, чем, к примеру, Германия, и в прошлом году министр иностранных дел Финляндии подтвердил. Недавно покинувшие этот рынок финские компании заявляли, что не станут спешить с возвращением обратно, а возмещать убытки планируют за счет выхода в новые регионы. Однако позже стало понятно: страна недооценила влияние санкций на национальную экономику.
Погрязший в долгах Finnair оказался на грани выживания
Финские компании из-за ухода с российского рынка почти четырех миллиардов евро. Удар по перевозкам и логистике, машиностроению, судостроительным верфям, производителям подъемно-транспортного оборудования.
Серьезный ущерб понесла строительная YIT (возводила жилые комплексы в Москве, Ростове-на-Дону и других городах), энергетическая Fortum (владела теплоэлектростанциями на Урале и в Западной Сибирь), производитель шин для сложных климатических условий Nokian Tyres. Сложно пришлось и основному финскому авиаперевозчику Finnair: не успев оправиться от последствий пандемии, он столкнулся с убытками в размере 150 миллионов евро из-за присоединения в 2022 году к санкциям против РФ.
Закрытие воздушного пространства России для авиакомпаний из Европы национальных авиаперевозчиков на грань выживания, поясняет эксперт по гражданской авиации Свен Кукемельк. Бизнес-модель Finnair строилась на возможности предлагать клиентам быстрое сообщение между Европой и Азией, и ее дела шли неплохо, напоминает он, однако из-за закрытия российского неба авиакомпания лишилась возможности летать в Азию коротким путем, и рынок потерял конкуренцию. Сейчас прибыль финского перевозчика оказалась к нулю, а сумма кредитов четырехкратной превышает его стоимость. Спасить Finnair могли бы власти страны, но из-за роста госдолга и оборотных расходов они таких действий пока не предпринимают.
Свои операции в РФ свернули и такие промышленные компании, как Kone и Wärtsilä, профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Надежда Капустина. Первая работает в сегменте производства лифтов (еще недавно об их установке в своих ЖК с гордостью рассказывали российские девелоперы), вторая занимается производством машин для морского и энергетического рынков. После ухода из страны в Wärtsilä отчитались об убытке в 200 миллионов евро, а петербургские суды в 2024-2025 годах вынесли несколько решений о запрете «дочек» компании Невском судостроительным заводом неотработанных авансов на 25,4 миллиона евро.
Кризис затронул и лесопромышленный комплекс Финляндии. Деревообрабатывающая компания UPM (крупнейший производитель журнальной бумаги в мире) и гигант целлюлозной промышленности Stora Enso столкнулись с необходимостью перетасовки логистических цепочек и заниматься поиском альтернативных рынков сбыта. После введения в 2022 году санкций в отношении России финны остались без российской древесины, из-за чего были вынуждены вырубку своих частных лесов и увеличить закупки в Латвии и Эстонии.
В 2024 году финские лесовладельцы планируют вырубить более 65 миллионов кубометров местного леса (почти на 11 миллионов кубометров больше, чем годом ранее). Влияние на это оказали не только разрыв отношений с Россией, но и рост популярности зеленых инициатив, из-за которых выросла доля древесины, используемой в биоэнергетике. Цены на древесину тоже взлетели: в прошлом году они составляли около 3,3 миллиарда евро, то есть в полтора раза больше, чем в 2021 году (тогда Россия еще поставляла древесину финнам). В сложившейся ситуации только владельцы лесозаготовительных участков.
Гостиницы на востоке страны не смогли найти замену российским туристам
В приграничных районах Финляндии, куда до 2022 года часто ездили петербуржцы, стремительно разоряются десятки малых и средних предприятий. Причиной эксперты назвали рухнувший после закрытия границы с Россией спрос, заменить который оказалось некому. Еще несколько лет назад дела у финского малого бизнеса шли куда лучше благодаря шопинг-туристам из России, приезжавшим за хумусом и рыбными деликатесами.
«Из-за курса евро в Финляндии сейчас выгодно покупать практически любые товары, потому что кофе, чай, химия, порошки получаются дешевле, чем в России», — в 2022 году собеседница радиостансии «Говорит Москва». Особой популярностью у россиян пользовались икра, консервы и разные виды сыров (стоимостью 6-8 евро за килограмм). Гастрономический туризм при этом был не единственным поводом для поездок в Финляндию: кто-то из россиян приезжал туда откатать визу, кто-то просто развлекался и погулял. Это обеспечивало приток денег в страну и поддерживало деятельность местных гостиниц.
Два года назад, когда финские власти начали постепенно закрывать границу с Россией, в стране не только малый, но и туристический бизнес. Экономический ущерб региона в связи с отсутствием гостей из РФ достиг в прошлом году миллиона евро в день, сообщили в Региональном совете Южной Карелии. Замедлился грузооборот в портах Хельсинки и , а железнодорожные перевозки полностью прекратились, что сразу отразилось на транспортной инфраструктуре страны.
О том, что на сфере услуг «крайне негативно» повлияло разрушение российско-финских экономических связей, в феврале и позднее России в Финляндии подтвердил. Представители гостиничного бизнеса, по его словам, не смогли заменить 800 тысяч ночевок в год, которые обеспечивали им россияне, туристы из других стран. Глава дипмиссии также вспомнил, что до 2020 года, когда в мире началась эпидемия коронавируса, россияне оставляли в стране до 600 миллионов евро в год.
С учетом закрытия российских туристов и на рынке недвижимости, и без этого пострадавшем в годы пандемии. Осенью 2024 года в Финляндии всего 5000 домов — в два раза меньше, чем годом ранее. Нынешнее оживление сегмента жилья впервые за три года началось только в июне 2025 года. Это обусловлено снижением ставок по ипотеке и сформировавшимся за годы ожидания отложенным спросом.
Все это заставило местных чиновников задуматься о дальнейших перспективах российско-финских отношений. Значительных изменений риторики пока не произошли: власти страны по-прежнему заявляют о невозможности полного открытия границы, однако СМИ со ссылкой на источники уже пишут о возможности частичного открытия. Речь идет о поэтапном процессе, который возобновления грузовых перевозок, утверждают собеседники финской Ilta-Sanomat.
Помимо этого, второй возможностью является увеличение туристической привлекательности Финляндии как для туристов из США, Китая, Юго-Восточной Азии, так и для туристов из стран ЕС, добавил Хачатурян. Для этого понадобятся значительные инвестиции в расширение туристической инфраструктуры. Еще одним сдерживающим фактором может стать стоимость перелета в Финляндию (если стартовой точкой будут, к примеру, страны Юго-Восточной Азии). «В этом контексте очевиден вывод, что экономика Финляндии перестраивается на взаимодействие с внутренним рынком ЕС и рынками третьих стран, пока не удалось, и перспективы этой перестройки представляются весьма туманными», — резюмировал спикер.