Когда Эд Милибанд, будучи лидером оппозиции в 2013 году, предложил заморозить тарифы на электроэнергию, это вызвало насмешки со стороны премьер-министра Дэвида Кэмерона, который отмахнулся от идеи как от концепции из «марксистской вселенной».
Годы спустя предельная цена на энергию была внедрена консервативным правительством Терезы Мэй в качестве меры по защите добросовестных клиентов от чрезмерных расходов, гарантируя честное ценообразование на энергетическом рынке.
В то время как Милибанд теперь занимает пост министра энергетики, ему предстоит модернизировать эту предельную цену, которую критики считают слишком негибкой в своем нынешнем состоянии.
В условиях роста возобновляемых источников энергии, которые часто являются переменными, возникают опасения, что фиксированная предельная цена не побуждает потребителей корректировать свое потребление энергии в соответствии с периодами высокой供给 и низких оптовых цен. Эксперты в области топливной бедности подчеркнули рост задолженности за энергию как свидетельство того, что предельная цена не смогла эффективно защитить самые уязвимые домохозяйства на фоне стремительно растущих цен.
Установленная в 2019 году, предельная цена регулирует максимум, который энергетические поставщики могут взимать с клиентов по тарифам по умолчанию или стандартным переменным тарифам, нацеливаясь на устранение «штрафа за лояльность», который часто заставляет долгосрочных клиентов платить больше, чем тех, кто активно сравнивает предложения.
Текущий энергетический кризис, усугубленный конфликтом в Украине, возобновил обсуждения о том, является ли предельная цена все еще эффективной мерой. С ростом цен на газ предельная цена обеспечила домохозяйствам некоторый уровень предсказуемости относительно их энергетических расходов, хотя и по завышенным ставкам, и предотвратила еще большее увеличение счетов.
Недавние данные от Ofgem показывают, что задолженность за энергию достигла беспрецедентных 3,3 миллиарда фунтов стерлингов — увеличение на 1,1 миллиарда всего за один год — поскольку миллионы домохозяйств сталкиваются с непомерными счетами.
Кейт Мулвани, главный консультант в Cornwall Insight, отметила: «Структура предельной цены изначально не предотвращает влияние глобальной рыночной волатильности на счета потребителей.»
Хотя Ofgem внесла коррективы в некоторые элементы определения предельной цены, включая изменение периода пересмотра с шести месяцев на квартальные, чтобы лучше отражать растущие оптовые цены, зависимость предельной цены от международных рыночных цен остается значительным фактором.
Изначально разработанная как временное решение в ходе рыночных реформ, предельная цена была продлена из-за продолжающейся волатильности цен. С началом затухания энергетического кризиса новый министр энергетики Милибанд, который изначально предложил заморозить тарифы наряду с бывшим советником Миаттой Фанбули, обдумывает прогрессивное обновление предельной цены.
Источники в правительстве подчеркивают намерение развивать предельную цену, сохраняя ее основную роль в защите потребителей. Рассматриваются предложения о целевой помощи для домохозяйств, имеющих наибольшую необходимость, а также введение динамичной предельной цены, отражающей время потребления энергии.
Ofgem признала, что текущая предельная цена может быть чрезмерно жесткой и открыла консультации по поводу ее будущей структуры.
С увеличением доли возобновляемой энергии в сети ожидается, что цены на энергию станут более волатильными, в значительной степени под влиянием погодных условий. Однако существующая предельная цена не предлагает достаточных стимулов для поставщиков внедрять тарифы, побуждающие к использованию энергии в часы низкого спроса.
Дхара Вяс, заместитель генерального директора EnergyUK, заявила: «Более динамичный рынок потребует от регулятора большей гибкости и меньшей предсказуемости.»
В конечном итоге, более балансированное соотношение между предложением и спросом на энергию может снизить затраты в целом, как указывает Ofgem.
Вяс далее объяснила: «Предельная цена должна сбалансировать защиту для тех, кто менее заинтересован в рынке, с долгосрочной целью справедливого энергетического перехода, минимизирующего затраты.»
Согласно словам Грега Джексона, основателя Octopus Energy, непомерные счета за энергию проистекают из системных неэффективностей на оптовом рынке, а не из розничных структур. Он отметил: «Наш оптовый рынок перегружен и неэффективен, часто поощряя отключения, а не предоставляя доступную энергию.
Консенсус в индустрии поддерживает увеличение целевой помощи для уязвимых домохозяйств, предпочитая финансирование из государственных источников или сборы с счетов других потребителей. Рекомендации предполагают, что постоянная поддержка для домохозяйств, испытывающих топливную бедность, является как критически важной, так и необходимой.
Для повышения эффективности поддержки необходима лучшая координация между государственными учреждениями и поставщиками для выявления тех, кто сталкивается с трудностями, по словам Джонатана Маршалла, старшего экономиста Фонда разрешения.
Он сказал: «Социальный тариф мог бы интегрировать данные о доходах и уязвимостях с потреблением энергии, устраняя существующие информационные разрывы среди агентств, обладающих критически важными данными.»
Это также могло бы помочь домохозяйствам, не способным изменить свои привычки потребления энергии из-за специфических обстоятельств, таких как более крупные семейные группы с фиксированным графиком.
Учитывая значительные инвестиции, необходимые для достижения государственных целей по расширению возобновляемой энергии к 2030 году, поддержание защиты потребителей во время перехода к более зеленой энергетической системе остается сложной задачей.
Растущие сетевые затраты и «зеленые» сборы передаются через стоимостные сборы, которые непропорционально затрагивают домохозяйства с низкими доходами. Обзор Ofgem этих сборов завершился без предложения об их отмене, при этом оценка предполагает, что их устранение повысит счета на около 10% для самых бедных домохозяйств.
По словам Джексона, не должно быть конфликта между привлечением инвестиций и обеспечением защиты потребителей. «Большинство компаний не получают доход через стоимостные сборы; они инвестируют в инфраструктуру и зарабатывают на основе использования.»
Представитель Министерства энергетической безопасности и чистого нуля заявил: «Мы работаем над созданием энергетической системы, которая предотвратит чрезмерное ценообразование, переходя к чистым, местным энергетическим решениям, чтобы снизить зависимость от глобальных рынков ископаемого топлива.»
Счета за электроэнергию по-прежнему выше исторических норм на фоне продолжающегося конфликта
Несмотря на снижение оптовых цен на газ после пиков, вызванных конфликтом в Украине, счета домохозяйств за энергию остаются значительно выше уровней до кризиса.
Предельная цена на энергию зимой 2021 года составила 1,216 фунта стерлингов. Начиная с октября, средние счета домохозяйств ожидается, увеличатся на 12 фунтов стерлингов в месяц, составив в сумме 149 фунтов стерлингов, что приведет к годовому расходу в 1,717 фунта стерлингов, отмечая первое изменение с января прошлого года.
Прогнозы указывают на потенциальное новое повышение на 45 фунтов до 1,762 фунта стерлингов, начиная с января, согласно данным Cornwall Insight. Недавний отчет комиссии по топливной бедности отмечал, что высокие счета за электроэнергию, вероятно, продлятся несколько лет без государственных мер.
Последнее увеличение предельной цены отражает рост европейских оптовых цен на газ, которые теперь почти достигли своего пика с февраля на уровне 36.7 евро за мегаватт-час, что является ростом с 30-месячного минимума 24 евро за мегаватт-час. Тем не менее, это на 89% ниже пика, наблюдавшегося в августе 2022 года.
Напряженность на Ближнем Востоке и продолжающийся конфликт в Украине способствовали устойчивой волатильности цен на газ и его последующему влиянию на счета домохозяйств, что, в свою очередь, повлияло на динамику цен на электроэнергию.
Чтобы защитить потребителей от колебаний на глобальных энергетических рынках, разрабатываются стратегии по снижению зависимости от более дорогого газа для отопления и диверсификации портфеля генерации электроэнергии.