Эд Милибанд, государственный секретарь по энергетике, ожидается, что представит значительные достижения в области ядерной энергетики Великобритании до конца года. В это входит ключевой проект, такой как Sizewell C в С suffolk, наряду с планами по строительству ряда меньших ядерных электростанций по всей стране.
Выборная программа Лейбористской партии прямо поддерживает ядерную энергетику как важный фактор в переходе к возобновляемым источникам энергии и обеспечению энергетической безопасности в Великобритании.
Сторонники ядерной энергии подчеркивают ее способность обеспечивать стабильное «базовое» электроснабжение, дополняя переменные солнечные и ветровые источники энергии и снижая зависимость от газа, цены на который резко возросли на фоне продолжающегося конфликта в Украине, что способствовало национальному энергетическому кризису и рекордно высоким счетам за энергию для домохозяйств. Доля ядерной энергии в производстве электроэнергии Великобритании снизилась до чуть менее 14 процентов в прошлом году, и большинство действующих ядерных объектов, как ожидается, будут выведены из эксплуатации к 2030 году.
Том Грейтрекс, генеральный директор Ассоциации ядерной промышленности и бывший теневой министр энергетики от Лейбористской партии, отметил: «Ядерная энергия — это единственный чистый источник энергии, который доступен и производится внутри страны. Никакой другой источник не предлагает всех трех преимуществ.»
Однако скептики указывают на многочисленные задержки и превышения затрат, связанные с проектом Hinkley Point C в Сомерсете, как на потенциальные предостерегающие знаки для дальнейшего расширения ядерной энергетики в Великобритании.
Строящийся компанией EDF, французской энергетической фирмой, в сотрудничестве с China General Nuclear, Hinkley Point C является единственной ядерной электростанцией, которая в настоящее время строится в Великобритании, с возможностью поставлять энергию шести миллионам домов.
Заявление Винсента де Риваза, бывшего генерального директора EDF, в 2007 году предсказало, что домохозяйства смогут получать электричество от Hinkley к Рождеству 2017 года. Текущие оценки предполагают, что задержка продлится до 2031 года, при этом затраты могут достичь 46 миллиардов фунтов стерлингов с учетом инфляции, что почти вдвое превышает первоначальные прогнозы.
Проект столкнулся с обширными проблемами, включая нарушения из-за пандемии Covid и являясь первой новой ядерной электростанцией в Великобритании с 1995 года.
Разработчики были вынуждены внедрить около 7 000 изменений в проектные решения, предписанных Офисом ядерного регулирования для соответствия стандартам безопасности Великобритании, что привело к увеличению потребностей в материалах и последующему росту затрат. Кроме того, проект испытывает трудности из-за ongoing discussions с Агентством по охране окружающей среды, в частности, касающихся стратегий по предотвращению попадания рыбных популяций в системы охлаждения объекта.
Финансовые последствия этих задержек значительны. Инвесторы не начнут получать выплаты до тех пор, пока Hinkley не начнет свою работу, что приведет к накоплению процентов в течение строительной фазы. Ожидается, что финансовые затраты составят около 60 процентов счетов потребителей, связанных с проектом.
Прогнозируемый дефицит финансирования в 5 миллиардов фунтов стерлингов добавляет финансовой сложности, особенно учитывая, что финансовая ответственность CGN ограничивается 6 миллиардами фунтов. Установленная цена в 92,50 фунта за мегаватт-час была установлена при одобрении Hinkley, что означает, что любые превышения затрат будут касаться акционеров, а не непосредственно потребителей.
Несмотря на эти проблемы, последствия для потребителей могут быть серьезными. По словам Тома Беттса, старшего аналитика Aurora Energy Research, если Hinkley будет задержан, зависимость от газа может продлиться, что, в свою очередь, увеличит оптовые рыночные цены.
Тем не менее, Беттс утверждает, что заинтересованные стороны в проекте Sizewell столкнутся с прямыми последствиями от потенциальных превышений затрат или задержек, частично из-за инвестиций правительства.
Sizewell C нацелен на достижение мощности Hinkley и совместно принадлежит EDF и правительству, ведутся переговоры о продаже долей своей доли частным инвесторам, сохраняя интерес правительства на уровне приблизительно 50 процентов.
В отличие от Hinkley, где первоначально финансовые затраты понесло правительство, Sizewell C передаст финансирование строительства на счета потребителей, как только работа начнется, что позволит распределить финансовый риск и повторит стратегию, применяемую при модернизации электроэнергетической сети.
Джулия Пайк, управляющая директор Sizewell C, уверяет, что финансовое воздействие на отдельные домохозяйства будет минимальным, заявив: «С учетом примерно 30 миллионов жилых домохозяйств, бремя будет незначительным. Это не приведет к энергетической бедности для домохозяйств.»
Ожидаемое окончательное инвестиционное решение для проекта стоимостью 20 миллиардов фунтов, ранее ожидаемое к лету, теперь надеется на одобрение до конца года, хотя предполагаются задержки до следующего года.
Пайк также подчеркнула, что Sizewell может избежать сложных проблем, с которыми столкнулся Hinkley. Она отметила, что Sizewell не потребует обширных переработок безопасности, необходимых для Hinkley, который должен был адаптироваться к новым стандартам Великобритании, что значительно увеличило затраты. «Мы воспользуемся извлеченными уроками, чтобы обеспечить более гладкий процесс», — заявила она.
Однако конкретные бюджетные цифры пока не раскрыты. Пайк объяснила, что существует прямая корреляция между объявлением бюджетных ограничений и фактическими расходами, подчеркивая необходимость рационального финансового управления.
Новые проблемы могут все еще возникать с проектом Sizewell, при этом Беттс отмечает, что хотя экономия затрат выглядит логичной на бумаге, фактическая реализация этих сбережений остается неопределенной.
На глобальном уровне правительства активно ищут более быстрые и экономичные пути установки новых ядерных энергетических мощностей. В Великобритании ведется работа над планами нового поколения малых модульных реакторов (SMR).
Сторонники утверждают, что SMR можно построить быстрее, чем традиционные станции, используя заводское производство и занимая площадь, равную одной или двум футбольным полям, вырабатывая до 500 мегаватт. Новые технологии для SMR разнообразны и все еще находятся в стадии разработки.
Процесс выбора управляется Great British Nuclear, независимым органом, созданным для содействия расширению ядерной энергетики. В настоящее время пять предложений, включая предложения от Rolls-Royce и GE-Hitachi, активно конкурируют за 20 миллиардов фунтов государственного финансирования.
Цель состоит в том, чтобы завершить проектирование к концу этого месяца, а отобранные проекты ожидают достижения окончательных инвестиционных решений к 2029 году. Первый SMR предполагается ввести в эксплуатацию к 2035 году, скорее всего, пропустив цели по достижению нулевых выбросов углерода к 2030 году, заявленные Лейбористской партией. Милибанд повторил обязательство правительства соблюдать установленные сроки.
Неопределенности продолжают существовать относительно финансирования и операционного управления предлагаемыми модульными реакторами, в частности, касающихся долей правительственной собственности. После принятия окончательных инвестиционных решений по первым модульным реакторам ожидается, что последуют возможности для частных инвестиций.
В отличие от амбициозной цели предыдущего правительства почти в четыре раза увеличить ядерную мощность, Лейбористская партия выбрала более взвешенный подход, не устанавливая конкретных целей.
«Все имеющиеся анализы подтверждают необходимость увеличения ядерной мощности, и индустрия готова оказать содействие в этом начинании. Однако цель без жизнеспособного плана мало поможет», — отметил Грейтрекс.
Представитель Департамента по энергетической безопасности и углеродной нейтральности подчеркнул: «Инвестиции в возобновляемые источники энергии имеют решающее значение для преодоления энергетических уязвимостей Великобритании, борьбы с изменением климата и защиты потребителей от ценовой волатильности.»
Соревнование за места для реакторов
После выбора предпочтительных проектов SMR Great British Nuclear определит эксплуатационные площадки. В настоящее время восемь мест в Великобритании одобрены для ядерного развития, включая Уйлфу в Англси, Селлафилд в Камбрии и Хейшем в Ланкашире.
Соглашение правительства в марте восстановило два местоположения, Уйлфу и Олдбери-он-Сиверн, под контроль правительства. Мурсайд, соседствующий с Селлафилд, также принадлежит государству, что делает эти три сильными кандидатами для первоначального развертывания SMR.
Rolls-Royce, рассматриваемая как лидирующая компания в процессе выбора, определила четыре предпочтительных площадки, включая Олдбери и Мурсайд.
Тем не менее, для максимального обеспечения преимуществ малых модульных реакторов может потребоваться развитие на новых площадках.
Ожидается, что ослабленные регуляции в области планирования позволят установить эти реакторы в различных местах за пределами плотно населенных районов.
Тем не менее, местная оппозиция, часто называемая «нимбийизмом», может представлять значительные проблемы, как отметил Беттс. «Сосредоточенные риски, связанные с одним крупным ядерным объектом, управляемы, но широкомасштабное развертывание множества SMR может вызвать сопротивление со стороны местных сообществ», — заметил он. «Потенциальные финансовые и социальные последствия этого сопротивления могут быть недооценены.»