В ходе своей предвыборной кампании Лейбористская партия уверенно продвигала идею о том, что государственная энергетическая компания могла бы укрепить энергетическую безопасность Великобритании, предлагая экологически чистую и доступную энергетику. Proposed Great British Energy (GB Energy) был провозглашен способом для Великобритании «вернуть контроль над нашей энергетикой», обещая повысить энергетическую безопасность страны в условиях иностранного влияния и обеспечить устойчивое снижение энергетических затрат.
После победы Лейбористской партии GB Energy была официально запущена в июле, что соответствует амбициозным целям правительства, направленным на декабанизацию энергетической системы к концу десятилетия. Стратегия включает в себя удвоение выработки энергии от наземных ветровых электростанций, утроение солнечной энергетики и учетверение выработки энергии от морских ветровых станций.
Тем не менее, сомнения уже начали возникать относительно осуществимости этих смелых целей.
Правительство ускоряет законодательство, необходимое для создания GB Energy, которая будет работать в Эдинбурге, Абердине или Глазго, с £8,3 миллиарда, выделенными налогоплательщиками для инвестиций до следующих общих выборов. Бывший генеральный директор Siemens UK Юрген Майер был назначен руководить этой инициативой. Ожидается, что на этой неделе депутаты проголосуют за законопроект о создании компании, хотя детали распределения финансирования и поддерживаемых технологий остаются неясными.
GB Energy имеет двойную миссию: занять прямую долю в энергетических проектах и выступать в роли разработчика зеленых активов. Это отражает подход государственной компании British Business Bank, которая работает над развитием финансовых рынков для малых предприятий.
Льюис Хизер, директор Baringa, объяснил, что цель не в том, чтобы уменьшить роль частного сектора, а в том, чтобы более эффективно использовать государственные механизмы для привлечения финансирования, снижения рисков и ускорения разработки проектов в области возобновляемых источников энергии.
Запуск GB Energy будет осуществляться в партнерстве с Королевским имением, которое отвечает за управление морским дном и земельным портфолио монархии. Хотя подробности финансовых обязательств по партнерству неясны, цель — привлечь £60 миллиардов частных инвестиций.
Королевское имение уже проводит предпроектные оценки и расширит свои полномочия заимствования средств, чтобы ускорить развитие морской энергетики. Это сотрудничество направлено на обеспечение лучшей координации между Королевским имением и государственными органами власти, с целью обеспечить достаточные площади для накопления 30 гигаватт энергии, которые смогут обеспечить электроэнергией 20 миллионов домохозяйств. В настоящее время Великобритания производит 14.7 ГВт от морских ветров, с дополнительными 80 ГВт в планах, хотя не все из них будут реализованы.
Инициатива направлена на сокращение времени, необходимого с начала строительства до начала генерации электричества ветровой электростанцией, что обычно занимает около десяти лет, исключая предварительные работы по аренде морского дна. Тем не менее, многие предложенные турбины могут начать вносить вклад в энергетическую систему лишь после 2030 года.
Хотя продвижение проектов к одобрению аренды является существенным, эксперты отрасли, такие как Том Смаут из Aurora Energy, отметили, что положительные эффекты могут не проявиться немедленно, поскольку это проекты на ранних стадиях, которые вряд ли увидят развитие до следующего парламента.
Существуют значительные барьеры, включая задержки в получении разрешений на планирование и подключение к сетям. Исследование от Cornwall Insight подчеркнуло проблемы цепочки поставок и подключения к сети как основные вызовы, которые могут помешать Великобритании достичь своих энергетических целей к 2030 году.
Натан Беннет из RenewableUK подчеркнул, что такие проблемы, как ограничения поставок и доступ к сети, являются критическими препятствиями для разработчиков.
Лейбористская партия обещала ускорить реформы планирования и сняла ограничения на развитие наземной ветровой энергетики в Англии, однако длинные очереди на подключения к сетям продолжают оставаться проблемой. Недавний отчет показал, что генерируемая энергия в очереди на одобрение превышает необходимые объемы для достижения предыдущих целевых показателей нулевых выбросов правительством к 2035 году.
Кроме того, существуют опасения, что создание GB Energy может отвлечь внимание от решения других центральных вопросов в рамках энергетической политики. Беннет отметил необходимость сбалансирования времени, уделяемого созданию GB Energy, с решением других актуальных проблем.
GB Energy также может сыграть решающую роль в привлечение частных инвестиций в новые технологии, такие как улавливание и хранение углерода и производство водорода, которые рассматриваются как потенциальные альтернативы природному газу.
Смаут отметил, что изменяющийся ландшафт политики создает трудности для инвестиций частного сектора из-за неопределенности. Государственное вмешательство могло бы успокоить инвесторов на фоне этих рисков.
Финансовая жизнеспособность GB Energy также будет критически важной, так как уже существующие активы, такие как морские ветровые электростанции, могут обеспечивать более надежный вклад, чем новое оборудование. Министр энергетики Эд Милбанд указал на возможность рентабельности для GB Energy в течение пяти лет.
Несмотря на сильный интерес частного капитала к проектам морских ветров, GB Energy могла бы направить инвестиции на технологии на более ранних стадиях, используя морские ветры без необходимости прямых капиталовложений, согласно взглядам Хизера.
Эффективность бюджета GB Energy также вызывает вопросы. Правительство пока не раскрыло распределение £8,3 миллиарда, в то время как Cornwall Insight оценивает, что для достижения целей чистой энергетики необходимо дополнительно £48 миллиардов инвестиций, помимо предусмотренных £18 миллиардов на предстоящие проекты.
GB Energy ставит целью увеличить долю чистой, отечественной энергии в энергетическом балансе Великобритании, уменьшив тем самым зависимость от газа, цена на который возросла из-за таких факторов, как кризис в Украине, что поставило многие домохозяйства в условия топливной бедности. Милбанд не предоставил временные рамки для снижения высоких тарифов на энергетику по сравнению с показателями до кризиса.
Снизив инвестиционные риски в проектах зеленой энергетики, GB Energy имеет потенциал для повышения конкурентоспособности аукционов на субсидирование, что в конечном итоге приведет к снижению общих затрат на чистую энергию. Хизер отметил, что возникающая конкуренция могла бы заставить разработчиков частного сектора требовать меньших субсидий.
Представитель Министерства энергетической безопасности и нулевых выбросов заявил, что GB Energy будет центральной для цели правительства по преобразованию Британии в мощность чистой энергии, с планами развития энергетических проектов, включая более быстрое подключение к сетям.
Опасения по поводу развития наземной ветровой энергетики в Англии
Одним из первых действий Лейбористской партии после выборов было снятие запрета на строительство наземных ветровых электростанций в Англии, как сообщила Эмма Пауэлл. Среди 9,034 действующих наземных турбин в Великобритании, только 2,015 расположены в Англии, способствуя менее чем 3,000 МВт мощности.
Запрет, введенный в 2015 году, позволил местным возражениям останавливать предложенные наземные проекты ветряных электростанций. Хотя премьер-министр Риши Сунак обещал снять этот запрет, с момента введения предложенных реформ в прошлом сентябре был достигнут небольшой прогресс.
С тех пор в Англии было подано только восемь заявок на наземные проекты, большинство из которых являются незначительными или заменяющими проектами, согласно анализу RenewableUK.
Изменения Лейбористской партии означают, что наземная энергия ветра теперь будет рассматриваться как любой другой крупный инфраструктурный проект, устраняя предыдущие требования для местных советов определить подходящие места для установки турбин. Более того, положение о «поддержке сообществом» было отменено, чтобы предотвратить локальные противостояния, тормозящие развитие.
Проблемы, такие как получение подключений к сетям, остаются значительными барьерами для цели Лейбористской партии удвоить мощность наземной ветровой энергетики. Кроме того, сохраняются опасения относительно эффективности изменений политики в таких регионах, как Шотландия и Уэльс, которые, вероятно, станут инициаторами новых усилий по генерации наземной ветровой энергии.
RenewableUK заявила, что удвоение энергии ветра не обязательно должно означать удвоение числа турбин, поскольку технологические достижения могут привести к замене старых турбин более эффективными моделями. «Обновление» существующих площадок использует уже установленные подключения к сетям и требует лишь несложных разрешений на планирование.