Запрещено навязывать: Госдума приняла закон о защите покупателей от дополнительных услуг
Фото: Олег ЗОЛОТО.
С 1 сентября 2025 года вступит в силу закон, который воспрещает навязывать покупателям дополнительные услуги, товары и работы во время покупки. Поправки к закону «Защита прав потребителей» приняла Госдума.
В настоящее время различные предоставляемые услуги могут быть навязаны компаниями, и потребители автоматом за них оплачивают, даже не замечая. Это часто происходит при покупке билетов на самолет или поезд. Агретатор по поиску билетов автоматически ставит галочку, предлагая страхование от несчастного случая, потери багажа или задержки рейса. Отклониться от этих услуг вместе с билетом зачастую сложно. В итоге, жалобы от покупателей на навязанное добавление услуг поступали в различные сферы Росстандарта.
Какие дополнительные услуги чаще всего навязываются:
— страхование при покупке авиа и железнодорожных билетов
— питание при покупке авиа и железнодорожных билетов
— при покупке автомобиля может навязываться автокредит (за это обещают скидку на автомобиль), страхование жизни, консультации в области страхования, услуги по сервисному обслуживанию автомобиля.
— навязывание платных медицинских услуг, несмотря на то, что они входят в ОМС. По закону до заключения договора платных медицинских услуг медики в доступной форме обязаны представить информацию о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы.
В результате в Госдуме решили прописать в законе правила оказания дополнительных услуг. Они будут разрешены только с письменного согласия покупателя.
— При оплате ЖКХ жильцам многоквартирных домов вписывают расходы на добровольное страхование недвижимости или жизни.
— В банках при оформлении кредитов могут навязываться такие дополнительные услуги, как страховка и СМС-информирование.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил: «Важно защитить людей от лишних трат, а также пресечь попытки манипулирования и принуждения к совершению ненужных и невыгодных покупок».
Как будут работать новые правила:
— Продавцам (исполнителям, владельцам агрегаторов) будет запрещено просто ставить автоматические отметки о согласии потребителя с приобретением дополнительных товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).
— Продавцы не смогут отказывать клиенту или покупателю в основной услуге, если не будет оплачена дополнительная.
— Если потребитель согласен с предложением дополнительных услуг и оказанием дополнительных работ, он должен будет подтвердить это в письменной форме. Автоматические отметки и галочки ими не считаются, говорится в документе.
— Если дополнительные услуги уже оплачены, но покупатель вдруг передумал, то он вправе от них отказаться и вернуть деньги. Требование о возврате денег должно быть удовлетворено в течение 3-х дней.
— В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрены штрафы за вынуждение граждан приобретать дополнительные товары, их ввели еще в 2023 году. Для должностных лиц составляют от 2 до 4 тыс рублей, для юридических лиц — от 20 до 40 тысяч рублей.
Штрафы также предусмотрены за необоснованный отказ или уклонение от рассмотрения в законном порядке требований потребителя, которые связаны с нарушением их прав. Штраф для должностных лиц составляет 15–30 тысяч рублей, для юридических лиц — 100–300 тысяч рублей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Госдума запретила навязывать покупателям дополнительные товары, работы и услуги