За год россияне потратили на машины почти 5 трлн рублей: возможна постройка стадиона «Зенита»
72 КАМАЗа Наличкой
4,91 трлн рублей – ровно столько россияне в 2024 году отнесли в автосалоны. Эти данные содержатся в совместном исследовании агентств «Автостат» и «ГАЗпром Автолизинг». Только вдумайтесь – если обналичить эту сумму в пятисотых банках (самый высокий доступный нам номинал), вес получившейся «кучи денег» составит больше тысячи тонн! А для перевозки потребуется 72 самосвала КАМАЗ…
Предыдущим рекордом были показатели 2023 года, когда на покупку новых машин в России потратили 3,13 трлн рублей. При этом самых легковых было продано чуть более 1 миллиона. В 2024-м реализовано уже 1,57 млн автомобилей. Средняя стоимость автомобиля за год также выросла – с 2,95 млн рублей до 3,12 млн рублей. Впрочем, разница в цене совсем небольшая – всего 5%. Заметьте ниже уровня официальной инфляции.
Так что основная причина столь резкого роста потраченных средств – не прибавка в ценах, а именно увеличение количества продаж. Причины которых понятны и известны – от низкой базы (стартовали с очень маленьких значений, на которые эти продажи скатились в 2022-2023 годах), до отложенного спроса (многие устали или не могли больше медлить с покупкой автомобиля) и страха перед новым повышением цен (которое связано, в основном, с резким удорожанием утильсбора).
АвтоВАЗ при этом сохранил лидерство по объему выдачи (здесь уже данные «Автосстата-Инфо»), однако в деньгах отрыв от топовых китайских брендов незначителен. Что логично – Lada хоть и продает вдвое больше машин, но сами российские машины стоят значительно дешевле, чем популярные модели Geely, Chery и Haval. По этой же причине в топ-10 брендов с наибольшей выдачей вошли Mercedes и BMW, которые не представлены у нас официально, но все еще пользуются спросом, а потому завозятся по схемам параллельного импорта.
И ВСЕ РАВНО — МАЛО
— Главное, о чем говорит эта сумасшедшая сумма – на автомобилях есть спрос, — рассуждает автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. – Можно сколько угодно рассуждать, что в крупных городах у нас отлично развит общественный транспорт и нет особой необходимости в наличии личной машины… Но дело не в этом. Мы все еще заметно отстаем от ведущих стран в плане автомобилезации населения. Если в Европе, США, в Японии на каждые 1000 человек приходит по 600-700 автомобилям, у нас – всего 300-320. Людям нужны машины! И когда есть возможность, они стараются их покупать. Отсюда вытекает и второй момент – возможность была. Проще говоря – были деньги. Не у всех, и не всегда свои – в том числе, использовали и заемные. Но все-таки были.
При этом, как бы ни впечатляли абсолютные цифры, по мнению экспертов объема продаж в масштабах страны все еще недостаточные. По данным Российской ассоциации автомобилестроителей, сейчас в стране зарегистрировано около 55 млн машин, из которых только 39 млн находятся в регулярном использовании. При этом 72% от всего парка – автомобили старше 10 лет. И это показатель, близкий к критическому.
— По моим оценкам, только чтобы компенсировать процессы старения автопарка и не ставить под угрозу функционирование всей транспортной инфраструктуры, необходимо продавать минимум 1,5 млн машин ежегодно, — отмечает Максим Кадаков. – Это базовый уровень. В 2022-2023 годах мы были значительно ниже, сейчас – только-только на него вышли. При этом непонятно, получится ли сохранить показатели уже в текущем году. Хотя, по-хорошему, для нормального обновления надо реализовывать по 2-2,2 млн автомобилей. В идеале – по 3 млн. Увы, все эти цифры выглядят недостижимыми. По крайней мере – в ближайшие полтора-два года.
Наглядно
ЧТО ТАКОЕ 4,9 ТРИЛЛИОНА РУБЛЕЙ?
Для начала – это примерно равно бюджету российской столицы (на 2024 год он был принят в размере 4,8 трлн рублей) и вдвое больше бюджета Московской области (1,45 трлн). Если перевести в доллары, по текущему курсу получается примерно $51 млрд. На эти деньги можно:
— Построить «Газпром-Арену», стадион питерского «Зенита» (который обошелся в $45 млрд). На сдачу – 10 раз реконструировать «Лужники» (их обновление к ЧМ-2018 оценили примерно в $400 млн);
— Заказать 115 атомных подводных лодок класса «Борей» (по $433 млн за каждую);
— Приобрести 140 дальнемагистральных лайнеров Airbus A350-1000 (по $366 млн);
— Купить 483 412 биткоинов (примерно по $105 тысяч);
— Или… стать владельцем 2,5% акций компании Google (общая капитализация – более $2 трлн).
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
ТОП-10 БРЕНДОВ ПО ПРОДАЖАМ В 2024 ГОДУ
Марка и продано машин
1. Lada 436 155
2. Haval 190 624
3. Chery 157 040
4. Geely 149 118
5. Changan 106 105
6. Omoda 48 533
7. Exeed 40 878
8. Jetour 35 095
9. Belgee 34 637
10. Tank 28 488
по данным «Автостата».
ТОП-10 БРЕНДОВ ПО ВЫРУЧКЕ В 2024 ГОДУ
Марка и выручка (млрд. рублей)
1. Lada 547,3
2. Geely 524,5
3. Haval 492,6
4. Chery 448,0
5. Changan 285,8
6. Li Xiang 188,2
7. Exeed 184,2
8. Mercedes 153,6
9. Tank 146,8
10. BMW 143,1
по данным «Автостата-Инфо».
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Продажи новых машин будут падать, цены — подрастать: что будет с авторынком в 2025 году (подробное)
ЧИТАИТЕ ТАКЖЕ
Италию обогнали, впереди Франция: Россия заняла четвертое место в Европе по продажам автомобилей
Россия поднялась с пятого на четвертое место в Европе по продажам новых машин (подробности)