Влияние ключевой ставки на инфляцию и курс рубля: основные выводы Эльвира Набиуллиной из отчета Госдумы
На заседании Госдумы Эльвира Набиуллина представила отчет Центробанка за 2024 год. Документ охватывает 329 страниц и предоставляет полное представление о деятельности ЦБ за предыдущий год. Основное внимание уделяется борьбе с инфляцией, что является крайней задачей для регулятора. Это ключевая цель, к которой стремится Центробанк, так как нет эффективных альтернативных методов воздействия. Набиуллина особое внимание уделила тому, что регулятор проводит свою политику, учитывая специфические методы, которые могут быть применены в российской экономике.
О спасении финансовой системы
«Мы могли бы сказать, что справились с двуединой задачей: не позволить развернуться инфляционной спирали и не подорвать экономическую устойчивость страны. Мы хотели бы напомнить о том, что произошло в прошлом. Таким образом, задачи Центробанка связаны с сохранением экономики и финанасовой системы от реальных угроз. Когда это происходит, иногда это воспринимается как само собой разумеющееся. Однако, поверните, это результат действий и подготовки.
В конце прошлого года были введены санкции на полость наших банков, которые обслуживают внешнюю торговлю. Да, пришлось справляться с трудностями, но они не привели к остановке транзакций. И все это было бы невозможно без здоровой, отлаженной финансовой системы и гибкого регулирования. Банки активно кредитовали экономику, а мы приняли меры, чтобы они восстанавливали запасы капитала и ликвидности на случай новых шоков. Как показывает история последних лет, крайне важно иметь запас прочности.
О высокой ключевой ставке
«Вклад устойчивой финансовой системы в рост экономики сложно переоценить. Но неправильно выносить за скобки денежно-кредитную политику или приписывать ей знак «минус». Это, наверное, главное, о чем мы говорили на встречах. Вы видите на слайде показатели важнейших отраслей. За исключением добычи, на которую влияют санкции, везде существенный рост, а сильнее всего — в машиностроении.
Хотя с 2023 года звучат опасения, что повышение ключевой ставки подорвет экономический рост, приведет к рецессии, к стагнации, к массовым банкротствам, до сих пор эти опасения не подтвердились. И ключевая ставка выполняет ту роль, которую отвели Банку России законодательством — она защищает устойчивость рубля через поддержку ценовой стабильности, поддерживает реальные доходы граждан и создает условия для сбалансированного экономического роста. Наш прогноз и прогноз правительства предполагают, что и в этом году рост экономики продолжится, пусть и более умеренным темпом.
О борьбе с инфляцией
«Быстрый рост цен стал главной угрозой и увеличением реальных доходов граждан, и развитием экономики. И нам потребовалось поднять ключевую ставку до 21%, чтобы можно было перейти от удерживания инфляции к ее снижению. И сейчас, если смотреть, как инфляция меняется за месяц, то в ноябре, в декабре она была вблизи 14%. В январе текущая инфляция была ниже 11%, в феврале – уже ниже 8%. И мы на этой неделе узнаем данные за март. Мы будем подходить к снижению ставки аккуратно, осторожно, в том числе и помня о том, что в прошлом году после замедления в начале года инфляция «подняла голову» вновь. И нам нужно убедиться, что нынешнее замедление темпа роста цен устойчиво.
О пошлинах Трампа
«Еще один фактор – тектонические изменения в мировой торговле. Они разворачиваются у нас на глазах, и пока очень сложно судить о том, куда они приведут мировую экономику, и как отразятся на России. Это новый значительный риск, который мы должны учитывать.
Дополнительный эффект более высокой ключевой ставки – это защита рубля от самораскручивающейся девальвации. Да, санкции вызывают очень сильные колебания валютного курса. Но благодаря денежно-кредитной политике, большая часть этих колебаний носит краткосрочный характер. За последние три года экспорт у нас заметно снизился (на 14% из-за внешних ограничений), а импорт остался примерно на том же уровне. Что это означает? В страну поступает меньше валюты, а на оплату импорта нужно столько же. В этих условиях курс рубля был бы слабее, чем сейчас, если бы не высокая ключевая ставка.
О дорогих кредитах
«В основе замедления инфляции — более сдержанный рост кредитов, но хочу подчеркнуть, этот рост кредита. И здесь важно понимать, с чем сравнивать — в 2023 году он был рекордно высоким. В ипотеке он продолжался и всю первую половину прошлого года, до сокращения периметра льготных программ. При таком росте было неизбежно и продолжение быстрого увеличения цен на новое жилье.
Большую часть прошлого года рост цен на строящееся жилье был близок к 10% в годовом выражении, а в IV квартале, после того, как эффект безадресной льготной ипотеки был практически полностью исчерпан, темп роста цен снизился в полтора раза.
Умеренный рост цен при опережающем росте доходов граждан — это главное условие для того, чтобы жилье снова стало доступным. Второе условие — конечно, снижение ставок по рыночной ипотеке. Они сейчас очень высокие, но они будут снижаться по мере снижения инфляции и ключевой ставки.
По нашей оценке, продажи жилья остаются на приемлемом уровне, который позволяет застройщикам завершить начатые проекты и запускать новые, хотя масштабы запусков, конечно, уменьшились. Такое снижение закономерно после нескольких лет, когда безадресная льготная ипотека накрывала спрос и разгоняла цены.
Теперь о корпоративном кредитовании. Здесь более половины роста кредита пришлось на инвестиционные проекты и на строительство жилья. Замедление началось только в ноябре, и по году в целом рост корпоративного кредита составил 18%. Даже если вычесть инфляцию, это в два раза выше, чем рост ВВП. В этом году кредит продолжит поддерживать развитие экономики.
Мы ожидаем сохранения высокой инвестиционной активности вблизи уровня прошлого года. Инвестиции вышли на максимум в начале прошлого года и по итогам года составили 39,5 трлн рублей, или почти 20% ВВП. Почти пятая часть ВВП — это значит, и такого не было с середины 2000-х годов. За три последних года инвестиции выросли на четверть, тогда как за предыдущие три года – только на 11%. Инвестиции останутся высокими, потому что высокими остаются прибыли предприятий. Именно прибыль, а точнее собственные средства компаний, а вовсе не кредит, служат основным источником инвестиций во всем мире. Прибыль второй год подряд держится выше 30 трлн рублей.
В среднем прибыль реального сектора держится на уровне почти 3 трлн рублей в месяц. Это к вопросам, которые часто звучат, как предприятиям выживать при высокой ставке. Конечно, есть убыточные, есть закрепленные предприятия. Им гораздо труднее, чем компаниям, которые развиваются за счет собственных прибылей, за счет средств акционеров. Но подавляющее большинство компаний, мы ведем мониторинг, финансово устойчивы, у них есть ресурсы для развития.
Когда рост кредита замедляется (еще раз подчеркиваю, это не сжатие кредита, это рост кредита), важно, чтобы ресурсы получили прежде всего приоритетные проекты. Для этого мы вместе с правительством развиваем программу, стимулирующую банковское регулирование по так называемым таксономиям. По ней выданы кредиты более чем на 0,5 трлн рублей, а всего на проекты таксономии банки уже одобрены кредитные линии на 1,5 трлн рублей, а сам бюджет одобренных проектов составляет около 3 трлн рублей. Мы видим, что этот механизм реально заработал.»